Имперский принцип формирования федерации

Новый порядок назначения руководителей субъек­тов Федерации, введенный Владимиром Путиным в 2004 году и более известный в народе как закон об отме­не губернаторских выборов, имеет ряд преимуществ в той системе федеративного устройства, какую пред­ставляет из себя многонациональная Россия. И раз уж он принят, президент просто обязан пользоваться эти­ми преимуществами. Одно из главных преимуществ — возможность дифференцированного подхода к каждо­му региону в отдельности с учетом их разнородности. При назначении губернаторов необходимо исходить из двух главных предпосылок: укрепление связи региона с Центром (недопущение отрыва региональных элит) и установление обратной связи (недопущение информа­ционной и политической изоляции Центра от регио­нов). Это означает, что при наличии значительных се­паратистских тенденций в субъекте Федерации Кремль должен назначать туда «варяга», задачей которого станет привязать регион к Центру, навязав местным элитам ло­гику и политические модели Центра. Такой подход необ­ходимо использовать применительно к национальным республикам, таким, как Татарстан, Башкортостан, Кал­мыкия, Якутия и т.д., где десятилетиями складывались так называемые «региональные кланы», политические и экономические интересы которых носят автономный характер, зачастую рознящийся с интересами и задача­ми федерального Центра.

В то же время Центру необходима обратная — пред­ставительская связь с теми регионами, в которых отсут­ствуют доминирующий национальный фактор и сепа­ратистские тенденции, особенно с теми регионами, ко­торые значительно удалены от Москвы географически, такими, как Приморье, Камчатка, Хабаровский край и др. Здесь местная элита не сформирована по нацио­нальному признаку, более разрозненна, а сепаратист­ские тенденции возникают тогда, когда Кремль пере­стает слышать регион, «забывает» о его существовании.

В таком случае важно, чтобы региональный лидер ре­ально представлял свой субъект, выступал в Центре от его имени. Формируя таким образом региональные эли­ты с параметрами, президент получает более полный контроль над регионами. Таким образом, при назначе­нии глав регионов важно использовать дифференци­рованный подход, учитывающий национальные, куль­турные и географические особенности региона.

Вторым не менее важным преимуществом новой мо­дели формирования региональной власти становится возможность постепенного перехода от администра­тивно-территориального принципа формирования Феде­рации, когда субъектом является территориальное обра­зование, к модели «евразийского федерализма», в которой субъектом Федерации становится сообщество людей — этнос, община, религиозная группа и т.д. Такой принцип формирования Федерации является имперским, но в то же время позволяет сочетать в себе жесткое стратегиче­ское единство всего большого пространства России и максимальную внутреннюю свободу народов, ее насе­ляющих. Так выглядят основные составляющие перехо­да России от модели светского государства-нации к мо­дели имперского евразийского федерализма, реализация которой исключает всякую возможность сепаратизма со стороны национальных элит, так как территория пере­стает быть субъектом, что, в свою очередь, просто ис­ключает любую возможность конфликта. Федеральная реформа в России только тогда приобретет закончен­ные положительные признаки, когда будет приведена к формированию внутреннего устройства России по мо­дели евразийского федерализма на основе имперского принципа. Кадровый вопрос является больным местом нынешней власти: федеральные чиновники передвига­ются с места на место в произвольном порядке, а дейст­вующие главы регионов зачастую оказываются единст­венно возможными, по сути, безальтернативными кан­дидатами. России просто необходима кадровая революция, иначе вырождения национальной элиты как в прямом, так и в переносном смысле — не мино­вать. Причем в ситуации полного отсутствия полноцен­ной политической жизни в стране и с учетом того, что кадровое обновление должно произойти немедленно, такая революция должна быть инициирована сверху, то есть идти от самого президента.

Стране нужна новая опричнина — свежий пассионар­ный кадровый вброс, свежая кровь, думающая и делаю­щая молодежь, способная резко и качественно обновить состав национальной элиты, динамично перемещаться по стране, контролировать элиты региональные, от име­ни президента решать острые текущие проблемы. Необ­ходимо призвать эту опричнину, не дожидаясь, пока она сама постучится в ворота Кремля. Новая опричнина спа­сет российскую элиту от вырождения, предотвратив тем самым коллапс управленческой системы, крушение вер­тикали власти.

Губернаторы новой — евразийской — России долж­ны представлять народы, этносы и общины своей стра­ны и при этом свято чтить стратегическое единство и централизованость большого пространства России-Ев­разии, сплотившей цветущее множество входящих в нее народов.

В противном случае мы получим банальную торгов­лю чиновников Администрации Президента губерна­торскими должностями. Представляемый кандидат должен быть выдвинут своим этносом, народом или об­щиной, пройдя все ступени иерархии внутреннего со­циального устройства такого субъекта. Если же субъек­тами Федерации останутся территории, то в этом случае качества кандидата будут определяться исключительно политической целесообразностью, в свою очередь вы­текающей из процесса торга между Центром и террито­риальным образованием.

На этом построено устройство классического госу­дарства-нации, и принятие новой модели назначаемо­сти глав регионов в этом случае просто волюнтаристи­чески дает большее преимущество в этом вопросе феде­ральному Центру.

При сохранении существующей модели федерального устройства новый закон о назначении губернаторов не имеет никакого позитивного смысла, а дает лишь боль­ше возможностей для злоупотреблений федеральных чи­новников. В контексте новой системы назначения руко­водителей субъектов Федерации позиции региональных парламентов, региональных политических и бизнес-элит и полпредов Президента в федеральных округах усилят­ся в том смысле, что станут дополнительными предмета­ми торга между территориальными образованиями и фе­деральным Центром. А при сохранении существующей административно-территориальной модели федерально­го устройства коррупция при назначении глав регионов станет решающим фактором. В данной модели Админи­страция Президента будет выступать в роли продавца, а претенденты на должность губернатора — в роли поку­пателей. Как может новый глава, купивший свою долж­ность за большие деньги, быть менее коррумпирован­ным, если в этом случае он, очевидно, будет восприни­мать свое новое положение как купленную возможность наибольшего заработка?

Для искоренения коррупции в управлении государ­ством необходимо искоренить существующие ныне мо­тивации стремления к власти. Новая региональная власть должна быть идеалистичной, голодной и одер­жимой, а мобилизующей силой для нее должна стать новая опричнина, не знающая, что такое деньги, но хо­рошо понимающая, что такое величие России!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,290 сек. | 12.52 МБ