Морской бой. Живучесть авианосца

Морской бой. Живучесть авианосца

Офицер склонился над смертельно раненым Нельсоном, и в этот миг с губ умирающего адмирала слетел слабенький стон «Kiss me» (поцелуй меня). Вице-адмирал Харди опешил и два раза поцеловал Нельсона. Историки до сего времени спорят о значении этого эпизода, по одной из версий умирающий Нельсон вероятнее всего произнес «Kismet» (провидение, рок).

Боевая живучесть кораблей довольно непростая и противоречивая тема. Морская история полна классных примеров скорой смерти кораблей, ранее казавшихся непотопляемыми, и, сразу, настолько же неописуемых случаев спасения в безвыходных ситуациях. На 1-ый взор, отсутствие каких или точных законов, определяющих живучесть кораблей, наводит на идея, что финал каждого выхода в море зависит только от случайного стечения событий.

Айсберги и Бенгальские тигры

Непотопляемый корабль во время собственного первого рейса напоролся на айсберг и перевоплотился в легенду. Может быть, это разъясняется тем, что при спуске «Титаника» на воду запамятовали разбить бутылку — как понятно, не попробовавший вина корабль, непременно захотит крови.
Систершип «Титаника» — «Олимпик» был спущен на воду по всем правилам: бутылка разбилась о его борт и лайнер 25 лет честно трудился на трансатлантических линиях, получив прозвище «Старый Надежный». 24 апреля 1918 года «Олимпик» увидел немецкую подлодку U-103 и, не задумываясь, пошел на таран. Лайнер полным водоизмещением 50 000 тонн порвал напополам 800-тонную сумбарину. Прямо как айсберг…

Совсем свирепая, паранормальная история произошла 11 ноября 1942 года недалеко от Кокосовых островов. Небольшой конвой из голландского танкера «Ондина» и английского тральщика «Бенгал» был перехвачен 2-мя японскими вспомогательными крейсерами. Водоизмещение врагов отличалось в 50 раз. Шестнадцать 140 мм орудий и 8 торпедных аппаратов «Хококу-Мару» и «Айкоку-Мару» против единственного 76 мм орудия тральщика и 1-го 102 мм орудия танкера с боекомплектом 32 снаряда. Скорость танкера «Ондина» – 12 узлов, парадная скорость тральщика «Бенгал» — 15 узлов. Скорость японских рейдеров – 21 узел.

Один из японских вспомогательных крейсеров был уничтожен, 2-ой поврежден, при всем этом ни один член команды «Бенгала» не получил ни царапинки. Конвой прибыл по предназначению без задержек. Оба корабля благополучно пережили Вторую мировую войну: танкер «Ондина» был списан в 1959 году, тральщик «Бенгал» служил до 1960 года.
Никто не сумеет обвинить японских моряков в некомпетентности либо боязливости. Такая судьба, провидение, неодолимый рок. Кстати, у меня появилось чувство дежа-вю…Точно! Бриг «Меркурий» и два турецких линейных корабля.

No fate

Если у читателя появилось чувство безысходности и колебание в собственных силах что-либо поменять, то это совсем зря. Итог каждого морского боя являет собой сочетание бессчетных причин и характеристик. Невидимая рука провидения только определяет, в каком порядке смешиваются уязвимые места корабля и линии движения полета неприятельских снарядов (и тут неразбитая бутылка шампанского и номер «13» наверное имеют решающее значение… хотя, может все дело в подготовке неприятельских наводчиков?). И все же, рассматривая каждый показатель по отдельности (бронирование, тип ГЭУ, остойчивость), мы приходим к выводу, что чем лучше значение каждого из их, тем выше возможность, что корабль выйдет из боя победителем.

Вправду, невзирая на большущее воздействие случайности, есть полностью определенные правила. К примеру, если корабль хорошо скроен, то он, вероятнее всего, окажется надежным и жизнестойким. Есть целые серии успешных конструкций, к примеру, эскадренные миноносцы типа «Новик».

Морской бой. Живучесть авианосца

Новики


В 1942 году в Баренцевом море восьмиметровыми волнами оторвало корму эсминцу «Сокрушительный» (эскадренные миноносцы проекта 7, как и их прародитель – итальянский эсминец «Маэстрале», отличались неважной прочностью корпуса). На помощ
ь аварийному кораблю срочно вышли эсминцы «Куйбышев» и «Урицкий» (бывшие эсминцы типа «Новик» — «Забияка» и «Капитан Керн»). Невзирая на собственный приличный возраст, «Новики» отлично держались на волне и у их в 11-балльный шторм ничего нигде не отваливалось.

Более надежным был корпус американских эсминцев типа «Флетчер», собранный из 18 мм железных листов – самолеты камикадзе нередко пробивали эсминцы насквозь, но корпус «Флетчеров», невзирая на необъятные разрушения силового набора, сохранял продольную крепкость.
Еще один красивый пример – русские эсминцы проекта 56. На этих кораблях за 30 лет активной эксплуатации не вышло ни одной большой трагедии с человечьими жертвами – беря во внимание реалии нашего Отечества, просто необыкновенный итог.

Давно понятно, что хоть какое орудие – только груда металла без приготовленного личного состава. Человечий фактор имеет ключевое значение в хоть какой ситуации. К примеру, в 1944 году подлодка USS Archer-Fish 4-мя торпедами потопила «Синано» — наикрупнейший авианосец 2-ой мировой, полным водоизмещением 70 000 тонн. Прошло всего 17 часов, после того как он вышел в собственный 1-ый боевой поход! Удивление вызывает то, что после торпедной атаки «Синано» сохранил ход, повреждения оказались малозначительными, но… спустя 7 часов суперавианосец перевернулся и затонул. Ну а что вы желали от экипажа, который не был знаком с планом внутренних помещений большого корабля? Команда «Синано» была сформирована за два денька до выхода в море – мореплаватели просто не представляли каким образом и какие отсеки необходимо затопить, чтоб выровнять наклон. Положение ухудшало то, что водонипроницаемые переборки были негерметизированы, т.к. «Синано» был недостроен!

Оборотным примером может служить смерть ударного авианосца «Йорктаун», который утратил боеспособность после попадания 2-ух торпед и 250 кг бомбы. Но авианосец не собирался дохнуть – аварийные партии потушили пожары, предупредили поступление забортной воды и попробовали уменьшить наклон. На последующий денек, идущий на буксире «Йорктаун» в очередной раз попал под удар — в него попало две торпеды с японской субмарины. Авианосец выдержал на плаву еще день.
«Йорктаун», как и «Синано» загубили четыре торпеды. В чем разница требуйте вы. «Йорктаун» был в 3 раза меньше японского суперавианосца!

Очевидно, огромное значение имеет техническое состояние корабля – нет никаких колебаний, что на вышедшем в море корабле, который простоял 20 лет на консервации либо подпирая причальную стену при ограниченном финансировании, вероятны разные неожиданности, в виде неожиданного затопления части отсеков либо утраты хода в центре океана. Отправлять таковой корабль в бой – означает предавать экипаж (что снова обосновал неподготовленный «Синано»).

Морской бой. Живучесть авианосца

Потопление "Ямато". Приблизительно так все и было.


Еще есть один специфичный фактор – если у противника имеется палубная авиация, он гарантированно выигрывает хоть какой морской бой. Суперлинкор «Ямато» перевоплотился в посмешище: невзирая на 180 стволов зенитной артиллерии и полуметровую броню линкора, хрупкие и неловкие торпедоносцы «Эвенджер» утопили его за 2 часа вкупе со всем его эскортом из крейсера и 6 эсминцев. Погибло 3600 японских моряков. Утраты янки составили 10 самолетов и 12 летчиков.
Систершип «Ямато» — суперлинкор «Мусаси» оказался намного удачливее. он сопротивлялся аж 4 часа и ему удалось сбить целых 18 американских палубных самолетов. Утраты японцев в сей раз составили 1023 мореплавателя.

Плавающие аэродромы

Читателю наверное будет любопытно выяснить, как тяжело потопить современный авианосец. Для сопоставления выберем атомный ударный авианосец типа «Нимиц». Мы не станем дискуссировать вопросы вероятности прорыва ПВО и ПЛО авианосной ударной группировки, ввиду отсутствия каких-то достоверных цифр и фактов по данной теме. Потому сходу представим, что торпеды и противокорабельные ракеты вонзились в борт авианосца. Что все-таки будет далее?

Морской бой. Живучесть авианосца
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,112 сек. | 12.61 МБ