Резервы памяти

Каждому, и особенно человеку пожилому, хочется иметь крепкую, «свежую» память. Память — участница всех процессов умственной деятельности. Без памяти невозможны воображение, воспоминания, даже простое логическое суждение. Она необходима человеку, чтобы выделить, сохранить навсегда или, по крайней мере, на долгое время самое главное, существенное из прочитанного и узнанного. Наша память — это мы сами, наше отношение к миру, к окружающим.
Все, абсолютно все участки коры головного мозга, как говорил И. П. Павлов, могут «запоминать» раздражения, поступающие извне. Никаких особых центров памяти не существует. Раздражение той или иной группы нервных клеток коры больших полушарий головного мозга оставляет следовую реакцию. Она может сохраняться продолжительное время, если раздражение совпадает с деятельностью других групп нервных клеток коры головного мозга.
Как известно, существует четыре основных вида памяти.
Зрительная память — когда человек с помощью зрения быстро и прочно усваивает и запоминает новый материал. На занятиях такому человеку следует как можно шире привлекать наглядные пособия, чертежи, схемы, цифровые таблицы — словом, все, что в процессе изучения можно просмотреть или прочитать.
Слуховая память. Человек, обладающий такой памятью, лучше запоминает, когда в процесс умственной работы вовлекается слух. В этих случаях он больше запоминает то, что услышано, скажем, на лекции, в докладе, или прочитано, но опять же вслух, в книге.
Двигательная память преобладает у людей, которые при запоминании стараются как можно больше записать из прочитанного или услышанного. Иные очень хорошо запоминают тот или иной материал, если при этом ходят, скажем, по комнате, гуляют в парке, на улице.
При смешанном виде памяти человек одинаково хорошо запоминает с помощью слуха, зрения, записывания и т. д. Это самый распространенный вид памяти.
Существуют и врожденные особенности памяти. Так, встречаются люди, способные запоминать длинные колонки цифр, самые сложные формулы. В литературе не раз описывались примеры феноменальной памяти.
Считается, что с годами память слабеет. Но природа, как всегда, подготовила нам и здесь сюрприз. «У многих долгожителей в 90—100 лет,— рассказывает известный советский писатель и популяризатор науки Виктор Пекелис,— ученые отмечают довольно высокий уровень функциональной активности основных систем организма, и особенно центральной нервной системы. Центральная нервная система вообще оказывается наиболее устойчивой и наиболее долго живущей. По мнению ученых, определенное снижение активности головного мозга частично компенсируется той перестройкой отдельных полей его коры, которая происходит с годами. Это и позволяет человеку в преклонном возрасте не только просто трудиться, но и проявлять незаурядные творческие возможности. Например, способность накапливать словарный запас сохраняется у пожилых людей значительное время,
а у людей высокого интеллекта она даже может развиваться».
И далее писатель рассказывает об одном любопытном исследовании. Проанализировав около 200 биографий известных живописцев и скульпторов, доживших до 70 лет и более, ученые установили, что их можно с известной долей условности разбить на четыре группы. Первую группу составили биографии художников с ранним расцветом творческой активности (25—30 лет), но с быстрым ее спадом (40—50 лет), таких, например, как Л. Кнаус, Я. Иордане, Вторая группа: ранний расцвет (25—30 лет) и сохранение высокой творческой активности до преклонного возраста, например у К- Моне, Ж. Гудона. Третья группа: поздний расцвет (после 40 лет) с быстрым спадом, например, у Э. Дега, О. Родена. Четвертая группа: поздний расцвет (после тех же 40 лет) и сохранение высокой творческой активности до преклонного возраста. Такими были Тициан, К. Коро. Наиболее многочисленными оказались первая группа (38 процентов) и четвертая (30 процентов). За ними идут вторая группа (20 процентов) и третья (12 процентов) Как видим, группа художников, творивших до преклонного возраста, весьма значительна.
Это что касается людей знаменитых, от природы наделенных большими способностями. Ну а остальные? Можем ли мы даже на склоне лет укрепить свою память? Оказывается, можем.
Если вы хотите иметь хорошую память, собираетесь тренировать и совершенствовать ее, то вам следует обратить особое внимание на свое физическое, телесное здоровье. Прежде всего необходимо регулярно заниматься физкультурой, больше бывать на свежем воздухе. И конечно, нужно рационально организовать режим дня, найти оптимальное соотношение между трудом и отдыхом. Нельзя постоянно держать память в напряжении, работать без отдыха много часов подряд. Достаточно бывает иной раз после 2—3 часов работы сделать короткую зарядку у открытого окна или проделать водную процедуру (душ, обыкновенное умывание), как человек сразу же почувствует себя значительно бодрее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,140 сек. | 11.26 МБ