Ущербы от наводнений

При наводнениях различают прямой и косвенный ущербы.

Виды прямого ущерба:

•     гибель людей и потеря здоровья;

•     повреждения и разрушения жилых и производственных зданий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи;

•     гибель скота и урожая сельскохозяйственных культур, уничтожение сырья, топлива, продуктов питания, кормов, удобрений и т. п.;

•     затраты на эвакуацию населения и перевозку материальных ценностей;

•     смыв плодородного слоя почвы;

•     затраты на приобретение и доставку в пострадавшие районы продуктов пи­тания, строительных материалов, кормов для скота и др.

Виды косвенного ущерба:

•     сокращение выработки продукции;

•     временное прекращение работы транспортных коммуникаций;

•     ухудшение условий жизни населения;

•     увеличение расходов на содержание зданий и др.

Прямой и косвенный ущербы обычно находятся в соотношении 70 % и 30 %. Наводнения порой сопровождаются пожарами. Попадающие в зону затоп­ления здания повреждаются: гниет дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции и пр., а главное,

из-за разжижения и размыва грунта под фундаментом происходит неравномер­ная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины. Опыт показывает, что при сравнительно частых затоплениях (1 раз в 3-4 года) срок между капита­льным ремонтом кирпичного здания уменьшается на 15 лет, а стоимость ре­монта обходится в три раза дороже. После каждого значительного затопления балансовая стоимость деревянного здания падает на 5—10 %, а шоссейных и железных дорог — на 8—12 %. Из-за неравномерной осадки грунта происхо­дят частые размывы канализационных и водопроводных труб, электрических, телевизионных и телеграфных кабелей и пр.

Размер ущерба определяется прежде всего высотой и продолжительностью стояния опасных уровней воды, площадью затопления, временем года, в кото­рое происходит наводнение. Суммарный ущерб определяется также степенью экономического развития территории, плотностью и ценностью застройки. Чем плотнее застройка, тем больше ущерб в пересчете на 1 га затопленной пло­щади.

Прямой ущерб — это разрушение хозяйственных объектов, гибель людей и домашних животных, затопление сельскохозяйственных посевов, городов и поселков, эвакуация населения из зоны затопления. Прямой экономический ущерб рассчитывается через «цену» жизни, стоимость содержания инвалидов и восстановительных работ. Например, для среднего жителя СССР в середине 80-х гг. «цена» жизни составляла 350 тыс. руб., а в среднем по миру — 120 тыс. долларов США.

Косвенный экономический ущерб определяется стоимостью недополучен­ной продукции разрушенных предприятий, снижением качества продукции смежников, вынужденных использовать иные варианты снабжения и транс­порта и т. д. Например, наводнение на Черноморском побережье Краснодар­ского края вывело из строя участки железнодорожного полотна, из-за чего были сорваны поставки нефтепродуктов, перевозимых по железной дороге. Отгрузка нефтепродуктов из порта Новороссийска была задержана, как мини­мум, на неделю. Торговцы нефтью заявляли, что поднимут цены в том случае, если не будут иметь возможности загружать танкеры две недели подряд.

Различные классификации по оценке материального ущерба от воздейст­вия опасных и неблагоприятных процессов порой могут быть несопоставимы. Одни оценивают степень опасности либо в рублях без указания курса валюты, либо в долларах США без учета уровня развития экономики России. С точки зрения ряда экономистов, наиболее обоснованным представляется подсчет ущерба, измеряемый размером минимальной оплаты труда. Основываясь на рекомендациях МЧС России и учитывая разработанные классы состояния экосистем, нормой эти экономисты предлагают считать такое проявление опасных и неблагоприятных процессов, когда материальный ущерб не превы­шает 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, риском — от 1 тысячи до 0,5 млн минимальных оплат труда, кризисом — от 0,5 млн до 5 млн таких оплат, а бедствием — свыше 5 млн минимальных размеров оплат труда.

Все эти подходы отражают социально-экономические приоритеты в опре­делении ущерба. В то же время другие считают, что с экологических позиций они представляются недостаточно корректными. Вероятно, надо все-таки счи­тать не «цену» жизни, а затраты на природоохранные и инженерные мероприя­тия, обеспечивающие сохранение этих жизней и комфортные условия прожи­вания. Сказанное в первую очередь относится к территориям городских агломераций и промышленных районов, то есть к территориям с высокой кон­центрацией населения. Экономический критерий может быть использован и для оценки затрат на поддержание нормального функционирования экоси­стемы территорий сельскохозяйственного использования. В настоящее время единой схемы таких оценок не существует. Экономический анализ сводится к оценке затрат на конкретные мероприятия, и то на базе реальных финансо­вых возможностей, зачастую не обеспечивающих желаемого природоохранно­го эффекта.

В нашей стране только сейчас создается информационная система страхо­вания от опасных природных процессов, и социальные критерии оценки со­стояния экосистем при воздействии опасных гидрологических процессов еще разработаны не в полной мере.

Величина ущерба зависит от высоты и скорости подъема уровня воды, пло­щади затопления, длительности стояния воды и пр. По этим показателям на­воднения подчас делят на 4 категории:

•     низкие (с незначительным материальным ущербом) — на равнинных реках нашей страны они бывают 1 раз в 5—10 лет;

•     высокие (с большим материальным ущербом) — 1 раз в 20—25 лет;

•     выдающиеся — 1 раз в 50—100 лет;

•     катастрофические — 1 раз в 100—200 лет.

В большинстве случаев при наводнениях учитывается прямой ущерб, свя­занный с непосредственным физическим контактом паводковых вод с хозяйст­венными объектами, и величина ущерба определяется затратами на восстанов­ление хозяйства или текущей рыночной стоимостью разрушенных (или нарушенных) хозяйственных объектов. Таким же образом оценивается ущерб от нарушения или разрушения жилых построек и имущества, находящегося в них, а также от разрушения мостов, автомобильных и железных дорог, линий связи и электропередачи, газо- и нефтепроводов.

В сельском хозяйстве ущерб определяется в большинстве случаев потерями сельскохозяйственной продукции, затратами на восстановление нарушенного плодородия почв.

В прямой ущерб включают также затраты на выплаты по страхованию иму­щества в случае стихийных бедствий, единовременные выплаты денежных и натуральных пособий, а также затраты на организацию спасательных меро­приятий, строительство временных защитных сооружений и т. п.

Значительно реже определяется и учитывается косвенный ущерб, который представляет собой потери из-за нарушения хозяйственных связей, спада про­изводства, торговых и банковских операций и т. п.

Косвенный ущерб, методики подсчета которого до сих пор практически от­сутствуют, может сказываться точно также, как и прямой, в течение многих лет после наводнения. С учетом изложенного приводимые ниже цифры ущерба можно считать скорее заниженными, нежели завышенными.

Между тем наметить необходимые противопаводковые мероприятия мож­но только при достоверных данных о масштабах урона. Это относится как к со­зданию инженерно-технических сооружений, так и к ведению хозяйства в па­водковых зонах таким образом, чтобы в случае стихийного бедствия свести ущерб к минимуму.

Якутия (май 2001 г.)

В зону затопления попало 87 населенных пунктов, с числом жителей более 400 тысяч человек. Без крова, имущества и средств существования осталось около 25 тысяч человек. Были эвакуированы 50 305 жителей. Всего по респуб­лике было затоплено и разрушено 8 632 жилых домов и 121 объект социальной сферы. В городах и поселках пострадало 53 школы, из которых 8 восстановле­нию не подлежали. Полностью были выведены из строя 703,7 км высоковоль­тных линий электропередачи, 208 трансформаторных подстанций, 10 дизель­ных электростанций и 102 опоры. Уничтожены водой 97 котельных и ленская нефтебаза. В результате разрывов резервуаров на ленской нефтебазе произош­ла утечка нефтепродуктов из государственного резерва Правительства Россий­ской Федерации на сумму около 100 млн рублей. Погибли 7 человек, трое счи­таются пропавшими без вести. Общий ущерб составил 6,7 млрд рублей.

Иркутская область

Май 2001 г. В зону подтопления попали 7 районов области, более 3 тысяч жилых домов, в которых проживали свыше 22 тысяч человек. Было эвакуиро­вано порядка 1000 человек. Ущерб от майского паводка в Иркутской области превысил 200 млн руб.

Июль 2001 г. Было подтоплено 63 населенных пункта. Больше всего по­страдали Черемховский, Усольский районы, Ангарское муниципальное обра­зование, города Зима и Иркутск. В общей сложности подтопленными оказа­лось 4 635 домов, в которых жили более 19 тысяч человек. Вода подтопила 33 подстанции, 17 школ и дошкольных детских учреждений, 7 больниц и поли­клиник, 7 километров линий связи. Водная стихия затопила или унесла по те­чению тысячи жилых домов, успела разрушить несколько десятков мостов и дамб, размыла 50 км автомобильных дорог и 200 км железнодорожных путей, почти четыре тысячи домов были разрушены до основания.

Пострадали более 300 тысяч человек. По официальным сведениям, погибли 8 человек. По всей области пришлось эвакуировать более пяти тысяч человек. Общий ущерб июльского наводнения оценивался в 2 миллиарда рублей.

Приморье (август 2001 г.)

Стихийное бедствие затронуло 17 районов края, было подтоплено 3 836 до­мов, разрушено и повреждено 110 мостов, 833 км дорог, девять дамб. В целом по краю было подтоплено 1 448 квадратных км территории, на которых посто­янно проживало более 80 тысяч человек, 11 человек погибли. В той или иной степени разрушено 1 337 частных домов, залито 690 подвалов и первых этажей многоэтажек. Вода нанесла урон сельскохозяйственным угодьям и частным огородам на площади 601 тысяча гектаров.

Ущерб, нанесенный наводнением, был оценен в 1,588 миллиарда рублей.

Зимнее наводнение на Кубани (январь 2002 г.)

Пострадало до 150 тыс. человек, повреждено 1 178 и разрушено 325 жилых домов, затоплено до 600 объектов нефтепромыслов. Человеческих жертв не было. Вода залила почти 75 тысяч гектаров земли, в том числе около 50 ты­сяч га сельхозугодий с озимыми культурами. Ущерб превысил 2 млрд рублей.

Наводнение на юге России (июнь 2002 г.)

Наводнение затронуло 9 субъектов Российской Федерации (Краснодар­ский край, Ставропольский край, Республика Адыгея, Чеченская республика, Кабардино-Балкарская республика, Республика Дагестан, Республика Ингу­шетия, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия — Алания).

В зоны затопления попало более 380 тыс. человек, погибло 114 человек. В 377 населенных пунктах 66 районов 9 субъектов Российской Федерации было разрушено более 13 тыс. жилых домов, 80 объектов ЖКХ, 231 км водовода, 41 водозабор. В результате поисково-спасательных работ были спасены 62 тыс. человек, эвакуированы в безопасные места 106 тыс. человек. Повреждено око­ло 46 тысяч домовладений, 316 объектов ЖКХ, 298 школ, 157 больниц.

Вышедшие из берегов реки повредили, а во многих случаях просто уничто­жили почти 2 000 километров автомобильных дорог, 270 автомобильных, четы­ре железнодорожных и 174 пешеходных моста, 1 200 километров линий элект­ропередачи и 283 километра газопроводов, 348 км водозащитных дамб.

Было нарушено электроснабжение 335 населенных пунктов, без природно­го газа остались 193, без связи — 237 населенных пунктов.

Посевы сельхозкультур и многолетние насаждения погибли на площади 148,7 тыс. га. Погибло более одного миллиона сельскохозяйственных живот­ных.

Ущерб составил более 15 млрд рублей.

Черноморское побережье (август 2002 г.)

В зоне затопления оказались более 7 000 жилых домов и административных зданий. Повреждено 4 968 и разрушено 447 жилых домов. Повреждено 55 объ­ектов ЖКХ, 26 мостов, 5,5 км автомобильных дорог, 5 водозаборов, отключено 19 трансформаторных подстанций. Эвакуировано 2 000 человек. Погибло 59 человек. Всего в зоне бедствия оказались 30 тысяч человек. Общий ущерб от наводнения составил более одного миллиарда 700 млн рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: