Базисные ценности русской цивилизации

Через всю нашу работу красной нитью проходит мысль об острой необходимости инновационного прорывного развития России. Эта необходимость обу­словлена не амбициями, она продиктована императи­вом выживания России как суверенного государства, как самостоятельной нации. Но эти суверенитет и са­мостоятельность основываются, в конечном счете, на самобытной традиции. Поэтому вторым лейтмотивом нашей работы, неразрывно связанным с первым, явля­ется акцент на бесценном богатстве России — ее тра­диционных ценностях. Именно в поле этих смыслов, воспроизводства традиционных ценностей, принци­пов и установок лежит решение такой проблемы, как сохранение собственного лица.

В первой главе работы мы перечислили 6 основных констант Русской цивилизации (подглавка «Наша ци­вилизационная модель»). С этими константами тесно связаны и основные базовые ценности нашей страны. Причем даже специфически российские, относящиеся только к нашей действительности, ценности и симво­лы могут иметь универсальное содержание, проециру­ются вовне и тем самым несут косвенную или прямую пользу всему миру.

1. Духовная суверенность России, ее самостояние. Высший идеал цивилизационной самодостаточности, включающий обладание собственной религиозной идентичностью, своими принципами устроения госу­дарства и общества. Суверенность (самодержавие) есть одна из высших форм осуществления свободы — на­циональной и личной. Духовная суверенность вклю­чает в себя такие частные ценности, раскрывающие ее смысл, как приоритет российских законов над между­народными, примат верности своей традиции над текущими выгодами и интересами, иммунитет про­тив чуждых разрушительных влияний, способность встраивать инновации в собственную традицию, не подрывая ее, готовность защищать и поддерживать своих сограждан и подданных как в России, так и за ее пределами и мн. др.

2.  Державность (империя русского типа) — объеди­нение в политическом формате данной цивилизации различных этнокультурных, религиозных, социальных укладов, для чего вырабатывается особый тип правя­щего слоя, воспитанного в служении своей цивили­зации как «мира миров», универсальной политики. Специфика русской державности заключается в та­ких ценностях, как государственничество (признание в государстве хранителя высшей правды, сбережения народа, общего достояния, в том числе и материаль­ных ценностей, территории, недр, природных ресур­сов), равенство входящих в Россию народов, которым обеспечивается единый уровень прав и обязанностей (неколониальный характер империи), священность традиционных верований народов России для всей России («собор вер») и др.

3.     Русская нация, понимаемая как сверхплемя, сверхнарод, подоснова и базис культуры и цивилиза­ции. Русская история дала тип духовно-политической нации, сверхнациональной по своему составу и прин­ципам устройства — коалицию, добровольный союз великороссов и иноэтнических меньшинств, которые могут и должны именоваться русскими коренными меньшинствами (наряду с русским коренным боль­шинством). Высокой ценностью у нас всегда счита­лось сохранение народами своего лица, интеграция их в Россию без потери себя. Даже если Россия перестает быть полиэтничной, она не перестанет быть потенци­альной объединительницей разных народов, традиций и культур, потому что таков наш национальный дух.

4.    Во внешнем мире вышеперечисленным инте­гральным ценностям соответствует динамичная гар­мония цивилизаций, соборная динамика культур. Миро­вая роль (миссия) России — быть хранителем своей земли, а через это и мировой гармонии. Таким обра­зом, в международном поле высшими ценностями признаются: законность и справедливость сосуще­ствования и общежития разнообразных культурно­цивилизационных кодов, не конкуренция политиче­ских систем, культур и экономик, а их собор, то есть творческое взаимодействие и взаимодополнение (а где это необходимо — взаимоограничение, способность одернуть зарвавшихся и претендующих на мировое го­сподство).

5.    Социальная правда — высший духовно-поли­тический идеал России, тесно связанный с идеалом духовной суверенности. От социальной справедли­вости отличается по логическому объему, включая ее в себя. Идеал социальной правды, представляя собой системообразующий базовый принцип, подразуме­вает верность целому спектру непреходящих высших ценностей, выработанных русской цивилизацией. К этим ценностям относятся: гармония слоев обще­ства, защита беднейших и слабейших, политическое представительство сверху от лица всей нации. Власть, представительствующая сверху, выступает как гарант от перевеса политического влияния тех или иных сло­ев (например, крупной буржуазии, военного сословия, олигархических кланов). Крайне важной составляю­щей социальной правды является принцип воздаяния по заслугам, то есть адекватного наказания преступ­ников и нарушителей правды, а также адекватной на­грады и оценки достойных граждан страны.

6.  Приоритет национальных интересов как ценностей общего достояния над частными. Подчинение эконо­мики, рынка, свободной торговой конкуренции целям всего общества, а именно: раскрытию созидательного потенциала народа и личности. Баланс между конку­рентными и солидарными («всем миром») моделями социального поведения.

7. Достаток — модель потребления, характеризую­щаяся взвешенностью, гармонизированностью ма­териального и духовного, психологического и биоло­гического, индивидуального и семейно-общинного. В обществе с приматом достатка угроза нищеты и по­гоня за наживой вытесняются из картины мира в мар­гиналии, расцениваются как ценностные извращения, нарушение принципов социальной правды.

8.  С вышеизложенным связана ценность домостро­ительства — идеала человека как сверхэкономическо- го деятеля, рассматривающего хозяйство и финансы в качестве инструментов социальной стратегии. До­мостроитель — это кормилец семьи и благотворитель, ответственный гражданин своего отечества, воспи­танный в таких ценностях, как чувство и сознание меры, гармония личности, служение обществу, соли­дарность, созидание, профессиональное преуспеяние, благо семьи, отцовство и материнство, образование, познание, творчество, приобщение к высоким духов­ным и культурным образцам.

9.  Нашей традиционной картине мира не чужд иде­ал свободы, однако понимаемой не в либеральном духе, не как бесконечную эмансипацию от обществен­ных институтов, от морали и в конечном счете от са­мих традиционных ценностей. Для нас свобода — это духовная самостоятельность (такая самостоятельность не исключает, а, напротив, подразумевает следование канону и обряду своей веры, принятой и исповедуемой добровольно). С этим концептом свободы связаны та­кие ценности, как: способность на самоограничение, на то, чтобы при необходимости довольствоваться немногим, выносливость, выдержка, готовность дать отпор, противостоять внешнему давлению, личная справедливость, честность, неприятие неправды, ли­цемерия, защита своего идеала, готовность идти ради него на жертвы, милосердие, терпимость, великоду­шие, сострадательность, сбережение своей культуры, языка, среды обитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 1,909 сек. | 12.51 МБ