Институт передовых исследований

В ходе «пятилетки инноваций» предстоит возвра­щение представления о науке как не только исследо­ваниях, но специально выстроенных проектах, фор­мирующих особую отрасль национальной экономики. В целях скорейшего возвращения к наиболее удачным моделям организации науки, продемонстрированным в XX веке, необходимо создать сетевой институт пере­довых исследований, который получил бы статус об­щенационального.

Данный Институт при благоприятном сценарии будет способствовать формированию вокруг него творческого сетевого сообщества научных и внедрен­ческих коллективов — Ассоциации передовых иссле­дований. Из зарубежных аналогов можно упомянуть в этой связи американскую SAIC (Science Applications International Corporation), построенную не как кор­мушка от госзаказов, а как сообщество творцов и изо­бретателей, защищенных государством от недобросо­вестных конкурентов и развивающих управляемую, но гибкую и разнообразную биржу идей и изобретений. 8А1С осуществляет в том числе и междисциплинарные работы, которые при чисто административном (а не иерархически-сетевом) подходе были бы, как правило, невозможны.

В перспективе Институт должен стать площадкой для разработки новейшей идеологии науки и образо­вания в России — идеологии, не навязанной полити­ческими партиями и структурами, международными корпорациями, а выросшей из самого научного сооб­щества России. Конкретно это будет означать:

— разработку передовых словарей-тезаурусов школьных и научных дисциплин, разработку новых серий учебников и методических пособий;

— создание сети школ начального научного образо­вания как локомотива развития всей системы среднего образования;

—   формирование стратегических планов по нара­щиванию научной мощи и инновационной емкости России, подготовку законопроектов в сфере науки, пе­дагогики, инноваций, защиты интеллектуальной соб­ственности, репатриации научных кадров и привлече­ния зарубежных исследователей и изобретателей;

—    развитие и сбалансирование системы РАН и НИИ;

—  создание стратегии опережающего развития си­стемы российского образования (а не примитивизиру- ющей стратегии, ограничивающей актуальную прак­тику развития встраиванием в Болонский или иной международный проект; если мы проведем полноцен­ную «пятилетку инноваций», то другие сами пожелают встраиваться в наш стандарт);

—  формирование регулярно обновляемых пакетов заказов приоритетных научных исследований и разра­боток со стороны государства и крупных высокотехно­логичных корпораций;

—  формирование НИС (национальной инноваци­онной системы) на базе нескольких больших научно­внедренческих проектов.

В целом программа-максимум может быть охарак­теризована как комплексное возрождение инновацион­ной науки и технологий.

На стыке гуманитарного и естественно-научного знания новая сетевая реальность продюсирования инноваций востребует и новое поколение «фабрик мысли». Недопустимо, чтобы интеллектуальный ре­сурс инновационного развития монополизировался экспертными и отраслевыми структурами нынешнего МЭРТ, ИЭП, ВШЭ и т.п. Научные и смысловые осно­вания прорыва не могут быть выработаны и спродю- сированы в системе интеллектуальной кланократии, поскольку во многом направлены против нее, ее уста­новок на застой и уступки инициативы зарубежным центрам.

На наш взгляд, ключевыми «фабриками мысли», помимо Института передовых исследований, могли бы стать:

— новая сетевая система сбора и обработки инфор­мации и статистических данных (Росстат публикует свои данные с опозданием на несколько лет и с огром­ными погрешностями; для «пятилетки прорывного развития» требуется адекватное знание о положении в отраслях и в регионах, тем более что саботаж будет проявляться не только в неисполнении программ, но и в предоставлении неквалифицированной или умыш­ленно искаженной информации, поступающей по ад­министративным каналам);

—   новые дирекции междисциплинарных направ­лений исследований и внедрений, координирующие деятельность нескольких ключевых научных и про­мышленных организаций и сети смежных институтов и производств; в частности, такая дирекция необхо­дима проекту нанотехнологий, который рискует стать еще одним источником коррупции;

новые структуры по поиску и привлечению ин­теллектуального потенциала из-за рубежа.Глава 4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,106 сек. | 12.49 МБ