Как создать инновационную элиту. Качество кадров (6 постулатов обновления элиты)

Качество политической и административной эли­ты — ключевой вопрос первого этапа прорывного развития — «пятилетки инноваций». С него начина­ется программа реновации государственной машины, ее ремонта. Ремонт назрел капитальный — многие узлы и крепления насквозь проржавели и требуют замены. Тем не менее это замена, а не подмена. Это реновация государства, а не имитация его былых, пройденных состояний. Нужно «на ходу» заменить проржавевшие винтики государственной машины, а не сломать и разобрать ее до нуля, что предлагают революционеры всех мастей, в том числе консервативные. Нужно от­править на перековку негодные элементы, произвести масштабную ротацию элит, а не воспроизводить но­вый передел собственности и компетенций между од­ними и теми же субъектами, как призывают консерва­тивные либералы. Главный вектор в развитии России на данном этапе — инновации в отношении элиты. Эли­та требует решительного обновления, всеобъемлющих ротаций и пересмотра принципов ее функционирова­ния.

В данном проекте мы решили не задерживаться на критике недостатков и пороков ныне существую­щей элиты. Отметим только, что в ее сознании глу­боко укоренился паразитизм, в том числе паразитизм на идеях патриотизма, который во многом сводится к требованию того, чтобы нация нынешнюю властную элиту почитала, признавала, защищала ее, в том числе и с оружием в руках, но без прямой и честной поста­новки вопроса об обязанностях элиты по отношению к собственной нации. Не может стать лидером русского прорыва и олигархический бизнес, ибо он нацелен на сырьевой, «простой» путь развития, капитулянтский по отношению к зарубежным корпорациям. И «но­менклатурные мутанты», и «сырьевые бароны», не­смотря на большие накопленные ресурсы, объективно представляют собой отмирающую ступень социальной эволюции, ее тупиковую ветвь.

Вопрос кадров, качества правящей элиты является узловым — это ключевое звено и в сфере обеспечения национальной безопасности, и в сферах формирова­ния нового образа гражданственности, и собствен­но прорывного развития страны. России необхо­дим принципиально новый корпус суперменеджеров. Прежде всего нужно провести отбор первоклассных патриотов-управленцев в среде зрелых людей. Затем создать специальные «инкубаторы» для подготовки талантливой молодежи. Новые менеджеры государ­ственного управления не должны быть просто умелы­ми хозяйственниками и честными чиновниками. Их место должно определяться не только уровнем обра­зования и деловыми качествами, но и способностью к сплочению вокруг перспективных программ нацио­нального развития. Их успех должен находиться в пря­мой зависимости от успеха этих программ, от успехов страны в целом. Иного пути социальной мобилизации, решения амбициозных стратегических задач у России не существует.

У России есть несколько миллионов образованных, энергичных и амбициозных людей, которые должны стать огромной общественной силой. Они заинтере­сованы в преодолении нынешнего застоя и в развитии России. Это — потенциальная армия поддержки пра­вителя, который поведет страну в прорыв. Сегодня нам нужен атакующий класс, «сверхновые русские», ядро активности в российском болоте апатии, пораженче­ства, трусости и мелких дрязг. В России нет недостатка в качественных человеческих ресурсах. Поэтому зада­ча организовать и обеспечить на ключевых направле­ниях отборные кадры, в том числе управленческие и политические, представляется технической. Она мо­жет быть решена в порядке следующего алгоритма:

1) Организуется ряд общенациональных кампаний с широкой оглаской в СМИ, посвященных ротации элит и формированию кадрового резерва госслужбы и инновационных управленческих пулов в регионах и отраслях национального хозяйства; ротация элит ведется на фоне пропаганды новых принципов рекру­тирования кадров в политику и госаппарат, в частно­сти принципа недопустимости извлечения из власти и управленческих полномочий коммерческой при­были.

2)  Обсуждается и принимается новая «Табель о ран­гах» — система мер, обеспечивающих ротацию и са­мовоспроизведение дееспособного правящего класса России, проникнутого чувством своего патриотиче­ского призвания, лояльного верховной власти, ком­петентного в выполнении национальных программ и решении национальных задач, новаторски мысляще­го и действующего, готового к честной конкуренции, поощряющего в своей среде конкуренцию и отбор до­стойнейших. В каком-то смысле можно говорить об этой системе как о закрепощении чиновничества. Гос- служба должна быть осознанным выбором, а не экспе­риментаторством над собственной судьбой и судьбой страны. В эту систему, в частности, входят такие меха­низмы и модели организации, как:

— присяга России (по образцу военной);

—  новый кодекс чести для представителей полити­ческой и административной элиты, который подра­зумевает определенные стандарты жизни и деятель­ности, строгие правила и регламентации, резко повы­шающие моральные требования к тем кадрам, которые связывают свое будущее с ответственной госслужбой;

—  публичность деклараций о доходах и собствен­ности лиц, занимающих государственные должности и претендующих на них, в том числе и должности, за­мещаемые выборами всех уровней;

— внутрикорпоративная прозрачность доходов чле­нов и должностных лиц профессиональных корпора­ций;

—   открытость фактов служебной и политической биографии лиц, претендующих на выборные должно­сти и высокие должности по назначению;

—   наглядная и публичная ответственность за со­крытие вышеуказанных фактов; временное, частичное или полное лишение политических прав за намерен­ное нарушение этих норм, введение в заблуждение го- сорганов и общества и т.п.;

—  чиновник и его семья получают солидное госу­дарственное обеспечение (служебное жилье, транс­порт и др. в соответствии со стажем и рангом служаще­го), а также серьезные льготы, которые нельзя полу­чить при любом другом виде деятельности (отсутствие налогов, бесплатное медицинское обслуживание в любом лечебном заведении, бесплатное образование для детей и т.д.); уход со службы по причине возраста, состояния здоровья или по какой-либо уважительной причине должен сопровождаться большой пенсией для него и его супруги(а), а также сохранением ряда льгот;

— чиновник определенного ранга может иметь соб­ственность (движимую и недвижимую) в соответствии с установленными нормами (то есть существует верх­ний предел размеров служебной собственности для каждого ранга); участие в бизнесе самого чиновника и членов его семьи запрещено в любом виде; ближайшие родственники могут работать только по найму;

—  переход из низшего ранга в высший происходит при карьерном росте, обратный переход невозможен; чиновник, допустивший поступки, не соответствую­щие занимаемой должности, увольняется без сохра­нения привилегий; необходимо исключить практику пересадки чиновника любого ранга из одного кресла в другое при серьезных проступках;

—   при преступлениях, влекущих за собой суще­ственный ущерб и квалифицирующихся как особо тяжкие (получение взяток, казнокрадство, корруп­ция, понимаемая как корыстные протекции и др.), не должно быть условных наказаний и обязательно при­меняется мера конфискации имущества всей семьи.

3)    В новой элите культивируется высочайшая от­ветственность за государственное и корпоративное дело. Важным средством на этом пути могло бы стать восстановление судов чести для государственных слу­жащих, которые должны стать фактором морального обновления правящего слоя России и сделали бы рас­смотрение преступлений и проступков должностных лиц не только предметом деятельности органов юсти­ции, но и всего общества, в первую очередь самой по­литической и управленческой элиты.

4)   При отборе кадров существенным является сле­дующий набор критериев, обеспечивающих реализа­цию принципов стажа и ранга:

—  идеологический критерий: критерий соратника, единомышленника — однако это не партийный прин­цип, а принцип приверженности единой платформе национального развития, которая предусматривает возможность объединения на этой платформе пред­ставителей разных партий и разных идейных течений, формирования коалиции созидательных патриотиче­ских сил (под идеологической платформой подразуме­вается широкая система воззрений, в первую очередь набор ключевых базовых ценностей России);

—  критерий профессиональной пригодности и со­ответствия профилю деятельности;

— критерий организаторских качеств;

— образовательный критерий;

— критерий личностных качеств;

—  возрастной критерий и степень физического здо­ровья.

5)     «Социальным лифтом» должны стать особые центры отбора, воспитания и подготовки молодежи, аккумулирующие наиболее пассионарных, патриоти­чески настроенных, умных и энергичных людей ново­го поколения, способных воплощать общенациональ­ные проекты и достигать общей цели везде, где бы они в дальнейшем ни работали: на государственной служ­бе, в бизнесе и предпринимательстве, корпорациях, общественных объединениях или сетевых структурах инновационной экономики.

6)    Для закрепления всей системы должны быть созданы новые организационные формы для элиты (клубного и орденского типа). Во главе этих органи­зационных форм стоят представители верхних кругов власти. В рамках этих организационных форм про­исходит сплочение и общение представителей пра­вящего слоя. Один из главных и самых действенных механизмов обновления системы и закрепления ее за­воеваний — личный пример со стороны власти, которая при этом остается открытой и доступной, нечто вроде нравственных инноваций. При сохранении иерархии и субординации не должно быть «высокого забора», атмосферы тайн и подозрений. Власть должна быть проста в общении, скромна в потреблении, внутрен­не дисциплинированна, внимательна к нуждам окру­жающих, напоена благородных духом служения и оду­хотворенной нацеленностью на достижение общей цели. В этих отношениях власть должна быть прозрач­на для нации, и в первую очередь для своего аппарата и корпуса инновационных менеджеров и продюсеров и нести через личности своих представителей архетип нового очищенного и облагороженного образа госу­дарства. (Все изощренные контрольные, карательные, предупредительные и поощрительные меры не срабо­тают без включения данного фактора.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,181 сек. | 12.42 МБ