Если мы хотим сравнивать землетрясения, возникающие в разных районах земного шара, то надо найти какую-то меру, которая не зависела бы, как интенсивность, от плотности населения и типа построек. Строго количественная шкала, применимая к землетрясениям как в населенных, так и в ненаселенных районах, была разработана Вадати в Японии в 1931 г. и усовершенствована Чарльзом Рихтером в 1935 г. в Калифорнии. Суть этой шкалы состоит в измерении амплитуд волн, записываемых сейсмографом. Эта идея подобна той, которая давно уже используется астрономами для градуировки размеров звезд по шкале звездных величин, основанной на сравнительной яркости звезд при наблюдении через телескоп.
Поскольку землетрясения весьма сильно различаются по величине, амплитуды сейсмических волн могут различаться в тысячи раз. Поэтому удобнее всего сжать диапазон амплитуд волн с помощью какого-либо математического преобразования. Рихтер определил магнитуду (величину) местного землетрясения как десятичный логарифм максимальной амплитуды сейсмической волны (в тысячных долях миллиметра), записанной стандартным сейсмографом на расстоянии 100 км от эпицентра землетрясения. Это означает, что если магнитуда оказывается больше на единицу, то амплитуда волн возрастает в 10 раз.
Сейсмографом, принятым в качестве стандартного для определения магниту ды местных толчков, является прибор By да- Андерсона или его эквивалент. Как свет кажется более тусклым при увеличении расстояния от источника, точно так же чем дальше источник землетрясения от сейсмографа, тем меньше амплитуда сейсмических волн. Очаги землетрясений могут находиться на любом расстоянии от сейсмостанции. Поэтому в дальнейшем
Рихтер разработал метод расчета магнитуды землетрясения с учетом затухания волн при увеличении эпицентрального расг стояния. Этот метод иллюстрируется графически в дополнении 5. С помощью приведенной там шкалы легко рассчитать магниту-ду слабого землетрясения, запись которого взята в качестве примера.
При своем зарождении идея создания шкалы магнитуд выглядела скромной. Решалась задача определения только местных землетрясений (Mi), возникавших в южной Калифорнии. Тип используемой для вычислений сейсмической волны особо не оговаривался; единственное требование состояло в том, чтобы выбранная волна-продольная, поперечная или поверхност,-ная-имела наибольшую амплитуду. Рихтер писал: «Я ставлю себе целью получить чисто инструментальную шкалу для грубого разделения сильных, средних и слабых толчков».
В настоящее время использование понятия магнитуды изменилось до неузнаваемости по сравнению с первоначальным. Такое удобство, как описание величины землетрясения с помощью всего лишь одной числовой характеристики-магнитуды, потребовало, чтобы метод был расширен и учитывал записи сейсмографов разных типов, размещенных по всему миру. Соответственно этому появился целый ряд магнитудных шкал, основанных на различных формулах вычисления эпицентральных расстояний и разных способах выбора требуемой амплитуды волн.
Имеются три главных направления в использовании данных о магнитуде землетрясения. Во-первых, эта характеристика принята как мера относительной величины землетрясения и понятна не только ученым, строителям и инженерам, но и широкой публике; по магнитуде можно судить, хотя бы приближенно, о масштабе землетрясения. Во-вторых, понятие магнитуды используется в непрекращающихся попытках выработать всеобъемлющий договор о запрещении ядерных испытаний: исследования показали, что сравнение различных видов магнитуд-один из
лучших способов отличить ядерный взрыв от землетрясения, вызванного естественными причинами*). В-третьих, на основе маг-нитуд отмеченных ранее землетрясений дается приближенный прогноз максимального ускорения колебаний грунта при землетрясениях, ожидаемых на участке крупного строительства (см. гл. 6). Эта информация используется при проектировании сооружения, способного выдержать такие сильные колебания грунта**).
Из определения магнитуды следует, что шкала магнитуд не имеет ни верхнего, ни нижнего предела, хотя сама величина землетрясения определенно ограничена сверху конечным значением прочности пород земной коры. В нашем столетии два или три землетрясения, записанных сейсмографами, имели магнитуду 8,9 по шкале Рихтера. Сан-Францисское землетрясение 1906 г. имело магнитуду 8,25, а магнитуда сильнейшего Чилийского землетрясения 22 мая 1960 г. составила 8,5. Что касается минимальных значений, то высокочувствительные сейсмографы могут записывать землетрясения с магнитудой ниже — 2. В таких случаях выделяется столько же энергии, как при падении кирпича с высоты стола на землю. Вообще говоря, для того чтобы вблизи источника сейсмических волн возникли серьезные разрушения, магнитуда мелкофокусных землетрясений должна быть, как правило, больше 5,5.
В настоящее время на сейсмологических обсерваториях обычно используются две шкалы магнитуд, причем обе они отличаются от первоначальной шкалы Рихтера. Две шкалы нужны потому, что сейсмограммы землетрясений с глубоким очагом сильно отличаются от записей мелкофокусных землетрясений, даже если общая энергия, выделившаяся при обоих событиях, одна и та же. В частности, при глубокофокусных землетрясениях (см. гл. 1) бывает только малый, а то и вовсе незначительный цуг поверхностных волн. Поэтому желательно, анализируя землетрясения всего мира, уметь вычислять стандартную магнитуду, не зависящую от наличия или отсутствия поверхностных волн).
Смысл изменений, которым подверглось первоначальное определение магнитуды, данное Рихтером, довольно прост. Рассмотрим сейсмограмму, приведенную в приложении Ж. Ничем не осложненная запись землетрясения ясно показывает приход продольной волны, поперечной волны и цуга волн Рэлея (на сейсмограмме записана только вертикальная составляющая колебаний грунта). Теперь, если мы будем определять магнитуду способом, предложенным Рихтером, нам надо измерить амплитуду наиболее интенсивной из этих трех волн, а затем внести поправки за эпицентральное расстояние и увеличение сейсмографа.
Но нисколько не сложнее измерить максимальную амплитуду волны каждого из трех типов и найти, таким образом, три магнитуды-для каждого типа волн отдельно. В сейсмологии в настоящее время принято измерять амплитуду продольных волц, на которую не влияет глубина очага землетрясения, и по этой амплитуде определять магнитуду для Р-волн (ть). При мелкофокусных землетрясениях (как то, которое использовано в качестве примера в приложении Ж) на записи присутствует и цуг поверхностных волн. Чаще всего из всей последовательности поверхностных волн измеряют амплитуду наиболее сильного колебания, имеющего период около 20 с. По ней определяют магнитуду для поверхностных волн (Ms). Ни одна из этих магнитуд (mb, Ms) не является рихтеровской магнитудой, но обе они играют важную роль в описании размеров землетрясения.
Для мелкофокусного землетрясения, использованного в качестве примера в приложении Ж, такие измерения дают значение магнитуды по объемным волнам, равное 5,3, а по поверхностным волнам 5,0. Многие измерения такого рода, выполненные для мелкофокусных землетрясений, позволили предположить существование некоторой зависимости между ть
и Ms, также рассмотренной в приложении Ж. Приведенное там эмпирическое соотношение (3) дает возможность выразить один вид магнитуды через другой, по крайней мере для землетрясений средней величины.
Однако оказалось, что Ms гораздо лучше соответствует нашему обычному представлению о величине землетрясения, чем ть. Например, землетрясение 1964 г. на Аляске, которое было очень сильным мелкофокусным землетрясением, имело магнитуду по поверхностным волнам Ms = 8,6, тогда как магнитуда по объемным волнам оказалась равной всего лишь 6,5. Таким образом, в данном случае магнитуда по Р-волнам из-за короткого периода этих волн оказалась недостаточно хорошей характеристикой Аляскинского землетрясения в целом, а значение Ms вполне подошло для этого землетрясения*).