НИС — национальная инновационная система

Рыночные отношения сами по себе не обеспе­чивают инновационного прорыва. Рынок (а осо­бенно в российских специфических, криминально­монополистических и коррупционных, условиях) спо­собен подавлять и блокировать инновации успешнее, чем это происходило в условиях брежневского «нефте- социализма». На практике блокируются те инновации, которые создают альтернативы существующим видам морально устаревающего, но прибыльного бизнеса. Так, например, будущая промышленность производ­ства водородных топливных элементов в перспективе может заместить традиционные нефтепродукты. Тех­нология производства «вечных», практически не под­верженных коррозии пластиковых или базальтовых труб для ЖКХ уничтожает целый бизнес тех, кто так или иначе наживается на ежегодных ремонтах и пере­кладках труб в тысячах городов.

В настоящее время отечественным научным кол­лективам доступны два способа привлечения средств. Во-первых, обращение в организуемые государством центры трансфера (перевода) технологий, то есть пои­ски потребителей своих разработок в Европе, США, Китае, Японии. Тем самым государство по существу само выдавливает ученых за рубеж, укрепляя зарубеж­ные экономики вместо отечественной.

Вторым предлагаемым способом является исполь­зование венчурных фондов — опять же с привлечением зарубежных специалистов для составления необходи­мых обоснований, что обеспечивает финансирование самих научных коллективов лишь в гипотетических случаях одобрения внешними экспертами, которые, однако, в любом случае получают солидные гонорары за проведение экспертизы.

В итоге перспективные команды исследователей из РФ при любой возможности уезжают работать в зарубежные государства. Их коллеги, продолжающие работать в России, фактически трудятся вслепую, по существу «в стол», не имея гарантий востребованности своего труда. В этой же связи в стране остро не хвата­ет междисциплинарных исследований и масштабных работ.

Между тем наиболее эффективным способом замы­кания инновационного цикла был и остается проектный способ, при котором государство по собственной инициа­тиве ставит перед наукой точно сформулированные за­дачи, обеспечивая финансирование разработок — в пер­вую очередь системообразующих проектов, вовлекающих несколько научных направлений и стимулирующих ста­новление новых отраслей промышленности (по анало­гии с реализацией ядерного и ракетно-космического проекта в СССР).

В нынешних условиях такими системообразую­щими проектами в РФ могли бы стать, например, не только нанотехнологическая программа, не только предусмотренные планы развития авиапрома, ядерной промышленности и судостроения, но и проекты «Аль­тернативная энергетика», «Город будущего», «Новое жилищно-коммунальное хозяйство», «Чистая вода». В рамках каждого из проектов целесообразно инвен­таризировать все наличные отечественные разработки по обозначенным темам, после чего выделить голов­ные организации, объединить усилия исследователей из разных институтов, фирм и университетов, рассчи­тать потенциальный экономический эффект.

В совокупности системообразующие проекты целе­сообразно объединить под эгидой НИС — Национальной инновационной системы. Формирование НИС целесо­образно осуществить в рамках самостоятельного при­оритетного национального проекта, вовлекающего не только правительство, но и научно-экспертное и пред­принимательское сообщества. Ни одна бюрократиче­ская структура не справится с задачей такого масштаба без профильных специалистов.

На сегодня в РФ целостной НИС не существует. Управление инновационным развитием фрагментиро­вано между Минэкономразвития, Минсвязи, Мино­бразования и науки.

Создание НИС должно стать плодом «коллектив­ного разума». Целесообразно открыть общественную дискуссию по поводу нового национального проекта по образу партийных дебатов, проводившихся в СССР в 1920—1930-х годах. Однако некоторые обязательные элементы структуры НИС очевидны.

1.   Прежде всего, российская НИС должна содер­жать эффективный организационный механизм, при­том не только в плане постановки задач и управления процессом. НИС будет максимально эффективна в партнерстве с «фабриками мысли», создающими про­гнозы развития техники и технологий, а также отсле­живающими долгосрочные тенденции.

2.  В НИС необходимы структуры по отбору и экс­пертизе предложений ученых.

3.  В рамках НИС должен быть создан электронный банк данных о ведущихся в стране исследованиях и разработках для налаживания связей между группами исследователей.

Необходимо и законодательное сопровождение деятельности НИС. Среди неотложных законопроек­тов, по мысли одного из лидеров группы «Конструи­рование будущего» Сергея Переслегина, должны быть следующие:

>     «Закон о статусе инновации», определяющий инновацию как юридическое понятие и задающий рамки для создания инновационного права и построе­ния ФИС.

>      «Закон о создании инновационного офшора в России», разрешающий беспошлинную регистрацию инновации всех типов при условии их первичной реа­лизации на российском рынке. Одновременно про­дукты творческой деятельности освобождаются от всех форм налогообложения (по образцу законодательства Ирландской Республики).

>      «Закон об использовании инновации» обяжет приобретателя авторских прав на инновацию к их обя­зательному использованию. Если покупатель не смо­жет использовать купленный у изобретателя патент, он должен будет вернуть его владельцу. Таким образом можно избежать скупки патентов в целях блокирова­ния инновации.

Национальная инновационная система будет пре­имущественно проводить в жизнь проекты с длитель­ными сроками реализации. Поэтому, чтобы избежать угрозы нестабильности в осуществлении долгосроч­ных стратегических проектов, в частности, связанных с избирательными циклами, следует предусмотреть получения наиболее значимыми проектами статуса за­конов. Опыт законодательного оформления стратеги­ческих научно-производственных программ существо­вал в царской России, есть он и в опыте других стран.

Именно НИС сможет стать основной движущей силой Инновационных пятилеток развития. При этом чисто рыночные инновационные институции (вро­де Российской венчурной корпорации, отраслевых и частных венчурных фондов) не только продолжат работать в чисто рыночной парадигме — они обретут дополнительное дыхание и найдут новые сферы при­ложения деятельности. Также оживится работа и име­ющихся технопарков и технополисов, свободных эко­номических зон и частных научно-технических фирм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,111 сек. | 12.45 МБ