О транспортных коридорах

Интегрируясь в мировую экономику, Россия долж­на задействовать свои конкурентные преимущества. По крайней мере, одно такое преимущество, связан­ное с изобилием энергетических ресурсов, Россия уже учится использовать к своей выгоде.

Но, помимо этого, есть и другие, пока лишь потен­циальные и неиспользуемые конкурентные преимуще­ства. Причем роль некоторых из них только возрастает с учетом специфики расклада основных экономиче­ских сил на мировой арене в долгосрочной перспек­тиве.

Так, принимая во внимание, что среди ключевых мировых игроков через двадцать лет будут Китай, Ев­ропейский Союз и США, причем два игрока из пер­вой тройки расположены по разные стороны одного континента, особую актуальность приобретает пер­спективная концепция евразийского транспортного ко­ридора («сухопутного транспортного моста»). Есте­ственным образом находясь в центре Евразии, Россия может с большой выгодой для себя использовать свою территорию и свое географическое положение. Толь­ко за счет развития транзитных потоков через свою территорию мы могли бы получать доход, исчисляе­мый многими миллиардами долларов в год. Причем в данном случае речь не идет о растрате невосполнимых ресурсов, как в случае торговли сырьем, а о ресурсе практически вечном. Создание транзитных коридоров будет способствовать как привлечению иностранных высоких технологий в области транспорта, логистики, информационных технологий сопровождения грузов, электроники и др., так и интенсификации собствен­ной инновационной деятельности. Развитие инфра­структуры на нашей территории будет содействовать расцвету бизнеса на всем протяжении магистралей, способствовать формированию более оптимальной системы расселения, развитию удаленных от Центра территорий.

Транспортные проекты таких масштабов способ­ны занять работой наши предприятия обрабатываю­щей промышленности, сталелитейные предприятия, строительные организации, машиностроение, задей­ствовать инновационные решения, придать импульс развития отраслевой науке. Это рабочие места. Это портфель заказов предприятий на годы вперед.

Но есть еще и геополитические аспекты проблемы. По нашему глубокому убеждению, центром эконо­мической активности в XXI веке будет не Азиатско- Тихоокеанский регион (это представление стало рас­хожим, но оно неверно). Центром активности будет континент Евразия. И Россия очень заинтересована в этом геополитическом и геоэкономическом сдвиге. Потому что тогда мы оказываемся не на периферии мирового развития, а в самом его центре. И Россия может стать активным фактором в организации этого сдвига. Кстати, на внешнеполитическом уровне под­вижки налицо, и прежде всего это связано с нашей активностью в рамках Шанхайской Организации Со­трудничества. Но со стороны экономики подвижек пока не видно. И это тоже все происходит оттого, что не определена стратегия.

Таким образом, создание «трансконтинентальных мостов», транспортных коридоров, инфраструктурных жгутов может стать одним их мегапроектов развития России, проектом очень перспективным и истинно комплексным, позволяющим решать многочисленные задачи. Включая проблему демографии. Ибо проекты такого масштаба могут разбудить подлинно созида­тельный дух и создать чаемую атмосферу общественно­го оптимизма, содержательной осмысленности жизни.

Поэтому следует приветствовать последние ини­циативы РЖД в этой области. Однако следует иметь в виду, что проблема создания транспортных кори­доров объективно имеет комплексный характер, вы­ходящий за рамки одной отрасли. Исходя из этого, а также из приоритетности данного направления, было бы уместно создание специального государственного органа, способного планировать мероприятия в этой области и решать проблемы именно комплексно. Воз­можно, это могло бы быть специальное министерство или государственное ведомство, или весомый специ­альный орган (например, единая дирекция данного национального мегапроекта), в который могли бы во­йти представители заинтересованных отраслевых ве­домств, государственных компаний, регионов России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,138 сек. | 12.48 МБ