От хаоса — к стабильности, от стабильности — к развитию

Нормальная экономическая политика любой су­веренной страны характеризуется общеобязательным набором основных целей: устойчивый экономический рост, макроэкономическая стабильность, повышение конкурентоспособности своей национальной эконо­мики в глобальном масштабе, обеспечение как можно более высокого уровня занятости (в идеале — полной занятости), преодоление бедности, повышение каче­ства услуг общественного сектора, сохранение сувере­нитета.

Этого была лишена экономическая политика Рос­сии в течение почти всего периода 90-х годов.

Тот период характеризовался отсутствием выверен­ных планов реформирования страны, ситуативностью экономической политики, ее бессистемностью, беско­нечным «латанием дыр» при отсутствии ясной страте­гии. В экономике страны был допущен более чем 50%- ный спад. Экономическая политика была во многом объектом манипулирования со стороны различных олигархических групп и в свою очередь становилась инструментом обслуживания их узкокорыстных груп­повых интересов, полностью игнорируя широкие об­щественные интересы и проблему общего блага.

Все это порождало недоверие к экономической по­литике правительства, к создающимся государствен­ным, политическим, правовым, социальным и рыноч­ным институтам, чувство нестабильности, незащи­щенности, неуверенности в завтрашнем дне, апатии у всех экономических субъектов — у инвесторов (как иностранных, так и отечественных), у предпринимате­лей, у наемных работников, у бюджетников, у народа в целом.

Такая обстановка не могла стимулировать инве­стиционный процесс, не могла создать фундамент для долгосрочного экономического роста.

Уже в силу этого стала очевидна необходимость по­литики макроэкономической стабилизации. Сложивша­яся с конца 90-х годов удачная экономическая конъ­юнктура вкупе со стимулирующими условиями после девальвации национальной валюты в результате кри­зиса 1998 года придали импульс российской экономи­ке, что выразилось в долгожданном экономическом росте. Политика макроэкономической стабильности на этом этапе служила поддержанию указанных поло­жительных тенденций, созданию позитивного настроя у основных экономических субъектов, надежных и предсказуемых условий и правил экономической дея­тельности.

Только с этого времени впервые среди декларируе­мых приоритетов макроэкономической политики ста­ли появляться тезисы о необходимости преодоления бедности, повышения качества услуг общественного сектора, защиты национального экономического су­веренитета. Иными словами, государство впервые за годы реформ взяло на себя ответственность за эти сфе­ры в отличие от господствовавшей большую часть 90-х годов либеральной ставки на уход государства из всех мыслимых областей прямой заботы об общественном благе.

Вместе с тем следует отметить некоторую ограни­ченность такой макроэкономической политики, ее реактивность и инерционность, ненацеленность на решение долгосрочных амбициозных задач. Помимо прочего, сказывалось либеральное наследие полити­ки невмешательства государства в основополагающие экономические процессы.

За последние годы мы прошли нелегкий путь исце­ления, путь от хаоса к стабильности. Теперь предстоит сделать новый переход: от стабильности к уверенному росту, к организации технологического прорыва и сверх­индустриализации, к организации прогрессивных струк­турных сдвигов, при непременном условии проведения сбалансированной макроэкономической политики.

На этом новом этапе необходимо будет подвергнуть ревизии и некоторые устоявшиеся стереотипы в обла­сти экономической стратегии и конкретных направле­ний макроэкономической политики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,135 сек. | 12.5 МБ