Палубный терминатор Америки

Палубный терминатор Америки
Южноамериканская авианосная авиация вступает в эру ботов
Владимир Щербаков
14 ноября 1910 года в первый раз в истории южноамериканского и мирового флота пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха сделал взлет с палубы боевого корабля. Спустя столетие, 14 мая 2013-го с палубы авианосца в воздух поднялся макет боевого беспилотного летательного аппарата, сделанного в рамках программки UCLASS. Южноамериканская палубная авиация вступила в новейшую эру – эру ботов.

Программка UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Surveillance and Strike) предугадывает создание сверхтехнологичной разведывательно-ударной беспилотной авиационной системы (БАС) авианосного базирования. По первичному плану она должна была предоставить командирам авианосных групп и соединений возможность круглые сутки получать всеобъятную разведывательную информацию при одновременной способности оперативного нанесения авиационного удара по более приоритетным (небезопасным) целям.

В интересах страны

В презентации «Программа сотворения демонстратора беспилотной боевой авиационной системы: новенькая эпоха военно-морской авиации?», приготовленной еще пару лет вспять вице-президентом по стратегическим исследованиям Центра стратегических и экономных оценок Робертом Уорком и старшим научным сотрудником центра Томасом Эрхардом, подчеркивалось: «В интересах нашего страны сохранить и даже расширить боевые способности авианосцев по воздействию на окружающую обстановку. Включение боевой беспилотной авиационной системы в состав корабельных авиакрыльев дозволит перевести авианосец из разряда ударной системы, характеризующейся глобальной мобильностью, но очень малым радиусом досягаемости, в всеполноценную глобальную разведывательно-ударную систему большой дальности деяния, устойчивую к бессчетным вызовам XXI века».

Палубный терминатор Америки

В свою очередь в запросе на предоставление инфы по программке UCLASS от 19 марта 2010 года обозначено: «Заместитель начальника военно-морских операций (другими словами командующий ВМС в русской терминологии) обозначил потребность в авиационной системе авианосного базирования, которая должна решать задачки по ведению разведки, наблюдения и рекогносцировки, также делать ударные задачки, что дозволит повысить универсальность авианосцев по решению боевых задач. В течение последующих 10 лет ВМС хотят сосредоточить свои усилия на определении нужных потребностей, также на разработке беспилотной авиационной системы, которая сумеет обеспечить данную универсальность. В этой связи ВМС заинтересованы в инфы по способности сотворения малозаметной беспилотной авиационной системы авианосного базирования, оптимизированной для действий в критериях иррегулярных и смешанных сценариев ведения боевых действий, при условии обеспечения к концу 2018 года способности ее ограниченного внедрения в таких сценариях вместе с пилотируемыми системами корабельного авиакрыла авианосца. Данная беспилотная авиационная система должна повысить уровень обеспечения информацией и уменьшить время на поиск, обнаружение, сопровождение, выдачу данных целеуказания и ликвидирование приоритетных целей. Данный запрос на предоставление инфы призван найти наличие разработчиков, способных предоставить ограниченное количество таких систем, которые могут обслуживаться военнослужащими ВМС и будут способны решать вышеизложенные задачи».

В состав участников тендера по программке UCLASS вошли компании:

«Нортроп Грумман», представляющая БЛА, который будет сотворен на базе БЛА-демонстратора Х-47В;
«Боинг», предлагающая флоту БЛА на базе собственного уже облетанного БЛА-демонстратора «Фантом рэй» («Призрачный скат»);
«Локхид Мартин», спецы которой делают БЛА «Си гост» («Морской призрак»), разрабатываемый, возможно, на базе сверхсекретного разведывательного БЛА RQ-170 «Сентинел» («Часовой» либо «Страж»), принятого на вооружение ВВС США;
«Дженерал атомикс аэронотикал системс», предлагающая БЛА «Си эвенджер» («Морской мститель»).
 

При всей значимости программки сотворения многообещающей разведывательно-ударной БАС авианосного базирования командованию ВМС и управлению Минобороны США долгое время не удавалось убрать имеющиеся разногласия по ряду принципиальных пт. Окончательный запрос на предоставление технической и денежной инфы был ориентирован компаниям только летом 2013 года.

Давно ожидаемый договор

14 августа 2013 года после довольно долговременной задержки командование ВМС США в конце концов выдало договоры на выполнение работ по шагу эскизного проектирования БЛА корабельного базирования в рамках программки UCLASS.

Довольно внезапным стало решение выдать договоры сходу всем компаниям-участницам, допущенным к конкурсу. Во-1-х, программки этих компаний находятся на значительно отличающихся по степени технической готовности стадиях, а во-2-х, предлагаемые проекты БЛА корабельного базирования конструктивно отличаются по схеме выполнения – три компании предлагают беспилотники, выполненные по схеме «летающее крыло» и почти во всем идентичные с образцами, разработанными в рамках закрытой чуть раньше программки UCAS-D, а один БЛА выполнен по традиционной схеме со стреловидным крылом и V-образным двухкилевым хвостовым оперением.

Палубный терминатор Америки

В конечном итоге заказчику придется делать выбор не только лишь меж идейно похожими проектами БЛА от различных производителей, да и меж 2-мя обратными подходами к созданию БЛА, созданного для базирования на американских авианосцах. Хотя в июле 2013 года в интервью журнальчику «Флайт» контр-адмирал Матиас Уинтер, с июля 2012-го исполняющий обязанности управляющего программ разработки беспилотных авиационных и ударных систем вооружений командования авиационных систем ВМС США, подчеркивал, что так как одно из требований к многообещающему палубному БЛА – обеспечение очень вероятной малозаметности, у разработчика просто не остается ничего другого, как использовать в беспилотнике схему «летающее крыло».

Цена договоров указана в размере 15 миллионов баксов каждый. Срок выполнения работ по ним – девять месяцев. Речь пока идет конкретно о БЛА, а не о БАС в целом. «Этап эскизного проектирования дозволит командованию ВМС США оценить степень технического риска, цена и степень завершенности проекта в части, касающейся авиационного сектора системы (Air Segment, другими словами конкретно БЛА. – А. Щ.), также даст возможность группам проектировщиков лучшим образом осознать и оценить требования, предъявляемые ко всей программке UCLASS в целом, и таким макаром обеспечит очень резвую передачу данной системы флоту», – разъяснил управляющий программки от ВМС США Чарли Нэва.

Процесс выбора варианта многообещающего БЛА авианосного базирования, как утверждает контр-адмирал Уинтер, проходит в усложненном варианте – в два шага. На первом четырем компаниям-претендентам выдали запрос на предоставление инфы первого уровня, на основании которого все согласившиеся принять роль в тендере разработчики получили в августе 2013 года обозначенные выше договоры на подготовку эскизных проектов многообещающего БЛА.

После исследования данных проектов заказчик выдаст претендентам запрос на предоставление инфы второго шага, согласно которому предстоит уже приготовить демо эталон и показать его работоспособность (так именуемый шаг разработки технологий). Запрос второго шага, по словам контр-адмирала Уинтера, планируется навести во 2-м квартале 2014 денежного года (соответствует первому кварталу 2014 календарного года).

После исследования членами конкурсной комиссии результатов работы компаний по обоим шагам командование ВМС США, по данным контр-адмирала Уинтера, до конца 2014 года изберет головного подрядчика по программке. В первом квартале 2015-го будет совсем одобрен проект БЛА и в том же году основной фазе программки UCLASS дадут официальный старт. Постройку первого БЛА нового типа, может быть, начнут в 2016-м. Сразу с фактически БАС начнет осуществляться и разработка отдельных систем управления и базирования новых БЛА на американских авианосцах. Согласно обнародованным данным в период 2014–2020 денежных годов командование ВМС США хочет выделить на программку UCLASS сумму 3,7 млрд баксов, при всем этом если в 2014 финансовом году намечается выделить 146,7 миллиона баксов, то в 2015-м – уже 522,5 миллиона.

По расчетам профессионалов командования авиационных систем ВМС США, от момента начала разработки многообещающего БЛА до момента заслуги им состояния оперативной готовности пройдет три – 6 лет. 1-ый полет опытнейшего БЛА планируется выполнить на рубеже 2016–2017 денежных годов, а программку летных испытаний на борту авианосца – в конце 2019 денежного года.

Согласно требованиям командования ВМС США с каждого авианосца должны в неотклонимом порядке производиться два боевых вылета многообещающих БЛА длительностью по 24 часа в день при условии соблюдения круглосуточной оперативной готовности системы и обеспечения способности действовать на достаточной с тактической точки зрения дистанции от авианосца базирования. При этом в каждый определенный момент в разных районах планетки в воздухе на боевом задании должны находиться от 3-х до 6 таких разведывательно-ударных БЛА, а цена 2-ух боевых вылетов в день на один авианосец, по словам контр-адмирала Уинтера, не должна превосходить 150 миллионов баксов. В данную сумму, возможно, входят цена самих аппаратов, их систем управления и обеспечения, расходы на горючее и команду управления и обеспечения и пр. По оценке ряда американских военно-морских профессионалов, при таких требованиях в боевом составе авиагруппы каждого авианосца должно находиться от 4 до 6 разведывательно-ударных БЛА.

Новый зигзаг

В сентябре 2013 года в ведущих забугорных специализированных изданиях появилась информация о том, что Пентагон с этого момента планирует считать ценностью для многообещающего БЛА авианосного базирования не разведывательно-ударные операции против отлично защищенных объектов, а борьбу с террористами. Главные предпосылки такового решения, как говорят южноамериканские спецы, – возросшая угроза со стороны интернационального терроризма и необходимость уменьшить расходы по программке (создание противотеррористического БЛА обойдется реально дешевле комплекса, созданного для войны с более либо наименее сильным в военном отношении государством).

При всем этом представители Пентагона на критериях анонимности сказали западным изданиям: потребность в противотеррористическом БЛА авианосного базирования разъясняется тем фактом, что его применение будет может быть без необходимости получения разрешения от какой-нибудь страны на внедрение ее местности. Находящийся на авианосце «беспилотник-убийца» может в хоть какое время отправиться на задание, а после его выполнения возвратится на корабль, находящийся в интернациональных водах. «Действия с местности какой-нибудь страны позволяют последней накладывать на наши операции любые ограничения, – утверждает Чарльз Данлэп, генерал-майор ВВС США в отставке, – но при базировании в море таких ограничений практически не будет».

Конгрессмены Рэнди Форбс, председатель подкомитета конгресса по вопросу морской мощи и экспедиционным силам, и Майк Макинтайр уже направили министру ВМС США Рэю Мэйбасу письмо с просьбой разглядеть возможность расширения перечня задач, возлагаемых на создаваемую в рамках программки UCLASS авиационную платформу.

Полностью возможно, что конкретно такое радикальное изменение «философии» программки UCLASS привело к имевшим место задержкам с выдачей запросов и договоров, также в некий мере разъясняет получение договора компанией «Дженерал атомикс аэронотикс системс», предлагающей БЛА обыкновенной схемы «Си эвенджер». Сейчас за террористами охотятся конкретно ее дроны, а морской вариант данного БЛА сотворен на базе «более продвинутого» охотника под заглавием «Эвенджер».

Вобщем, данный ход может быть просто уловкой, направленной на отвлечение внимания других государств, в особенности тех, что не входят в число «друзей Америки», от настоящего назначения БЛА, создаваемого в рамках программки UCLASS. Тем паче что представители ВМС США интенсивно выступают против внедрения многообещающего БЛА авианосного базирования в качестве только «терминатора террористов», справедливо указывая на то, что использовать авианосец ценой более 10 млрд баксов только в качестве передовой базы для контртеррористических подразделений совсем неприемлемо. Свои опаски по данному поводу уже высказали и представители индустрии. При этом ряд американских аналитиков даже представили, что при таковой постановке вопроса компании-претенденты просто откажутся от роли в программке – очень недешево им обойдется переделка собственных проектов БЛА под новые требования.

Контролеры недовольны

26 сентября 2013 года Управление подотчетности правительства конгресса США (Government Accountability Office – GAO), которое можно рассматривать в качестве аналога русской Счетной палаты, обнародовало доклад «Стратегия ВМС США в области беспилотной авиационной системы авианосного базирования не соответствует главным требованиям механизма надзора», в каком призвала конгрессменов к более кропотливому контролю за реализацией программки UCLASS.

А именно, создатели доклада на основании результатов проведенного в июле – сентябре 2013 года кропотливого анализа инфы о программке указывают: притом что командование ВМС США планирует начать выделение с 2014 денежного года по статье разработка, постройка и принятие в эксплуатацию от 6 до 24 беспилотных летательных аппаратов и подготовку под их базирование от 1-го до 4 авианосцев суммы 3,7 млрд баксов, провести окончательный анализ программки по так именуемому контрольному сроку Б (Milestone B review), после которого обычно официально начинается шаг настоящей разработки определенной системы вооружения, оно хочет не ранее 2020 года. Но к тому времени БЛА авианосного базирования уже должны как минимум поступить в опытную эксплуатацию авианосных сил ВМС США. В конечном итоге министру обороны Чаку Хагелу предложено дать указание командованию ВМС и управлению Министерства ВМС в неотклонимом порядке провести в 2015 финансовом году настоящее рассмотрение программки по «контрольному сроку Б», что дозволит конгрессу более отлично производить контроль за ее практической реализацией (контроль цены и сроков реализации, также соответствие требованиям заказчика). В неприятном случае конгрессу было рекомендовано ограничить финансирование программки UCLASS.

Создатели доклада также указали и на ряд других рисков. А именно, суровым недочетом, по их воззрению, будет то, что претворение программки в жизнь просит одновременной реализации не только лишь 3-х самостоятельных подпроектов (создание БЛА, адаптация авианосцев ВМС США к базированию многообещающих разведывательно-ударных БЛА и разработка соответственных систем управления и контроля), да и воплощения в то же время целого ряда других программ ВМС США, предусматривающих необходимость разработки 22 отдельных систем и пакетов программного обеспечения, включая создание и постановку в создание новейшей системы катапультного пуска летательных аппаратов (ЛА) с палубы авианосцев и многообещающей единой автоматической системы обеспечения высокоточного захода на посадку и конкретной посадки ЛА на авианосец, задержки с разработкой которых поставят под опасность удачливость плановой реализации всей программки UCLASS. Также создатели доклада согласились с воззрением представителей ВМС США о том, что штат служащих отдела, отвечающего за реализацию программки UCLASS, следует прирастить со 150 профессионалов до 300.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,147 сек. | 12.53 МБ