Проблема свободы

По выражению одного из отечественных мысли­телей, проблема политической свободы постоянно ставится как проблема освобождения, обретения сво­боды, тогда как на деле труднее всего не завоевать, а сохранить обретенную свободу и не впасть при этом в новое рабство.

Справедливость этих слов все мы сполна ощутили на себе. Свобода в ее классически либеральном пони­мании оказалась на нашей почве крайне расплывча­той и лицемерной ценностью. Те, кто много говорит о свободе, на деле думают только о деньгах и обогаще­нии. Деньги же рассматривают как средство для под­чинения других. Такова была свобода в устах Р. Чейни, когда он не так давно высокомерно поучал Россию и пенял на ее «отступления от демократии».

Еще более важен другой аспект. Свобода превраща­ется в прикрытие для нового, в первую очередь — вну­треннего, порабощения человека. Под свободой у нас по­няли простой, легкий путь: раскрепощение инстинктов и спонтанных порывов, высвобождение биологической природы, инстинктов. Освобождение восприняли как право на разнузданность. И это следствие фундамен­тальной антропологической ошибки: в основе такого представления о свободе — неверное понимание при­роды человека, нецелостное восприятие человека.

Полноценный человек, весь человек — от плоти до сердца и сознания — может быть подлинно свободным только при условии своей духовной самостоятельности. Отсюда тесная связь свободы с иерархией жизненных целей, с ответственностью, с большой социальной на­грузкой, которую несет духовно состоятельный чело­век. Его главным качеством является вовсе не раскре­пощенность, не отвязывание себя от общественных обязательств и ответственности, не увлеченность сур­рогатами духовной жизни (такими как поиск новых моделей потребления, удовлетворение экзотических потребностей), а, наоборот, способность к самоогра­ничению, готовность пойти на жертвы ради того, что ему дорого, встать на защиту своих идеалов, в конце концов, не столь пафосно — просто распоряжаться доставшимися ему ресурсами на цели созидания, на поддержку ближних. И только тогда свобода перестает быть расплывчатой и становится настоящей ценно­стью для людей.

Диагноз современности в ее « г л о б ал и ст с к о м » вари­анте позволяет прийти к выводу, что свобода частной жизни не оберегает человеческую личность от пода­вляющего влияния посторонней воли. России пред­стоит предложить миру свой взгляд на человека XXI века. Личное развитие домостроителя выражается не в сверхобогащении и не в сверхпотреблении, а в про­фессиональном преуспеянии и государственном слу­жении, стремлении к созиданию, образованию, по­знанию, творчеству, приобщению к духовным и куль­турным ценностям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,128 сек. | 12.43 МБ