Социальная гигиена и проблемы врачебной этики-2

Теоретики морали, идеалистически истолковывающие явления общественной жизни, пытались вне связи с общественным бытием сконструировать идеальную систему нравственности, пригодную для всех людей и на все времена, которая бы соответствовала требованиям разума или неизменной природе человека. Такой подход был характерен и для буржуазных теоретиков врачебной этики. Свою задачу они ограничивали определением нравственных норм и требований к медицинским работникам. Решая ее, они, как правило, не выходили за рамки сугубо врачебной деятельности, не связывали этику врача с характером общественного строя. В лучшем случае врачебный гуманизм ставился в зависимость от прогрессивного законодательства, между тем задача врачебной этики состоит не только в том, чтобы установить совокупность нравственных норм и требований к медицинским работникам, но и в том, чтобы определить, при каких социальных условиях они осуществимы. Такая постановка вопроса вытекает из материалистического понимания морали, ее социальной обусловленности. С точки зрения марксизма, практическая реализация тех или иных моральных принципов определяется общественным бытием. Факты показывают, что даже элементарные требования врачебного гуманизма постоянно нарушаются в капиталистическом обществе и никакие нравственные заповеди о благородной миссии врача, никакие моральные реформы вроде разработки очередного кодекса врачебной этики не в состоянии изменить такое положение вещей. Врачебные кодексы буржуазного общества уже многие годы осуждают, например, участие врачей в прибылях аптекарей. Однако эти запреты повисают в воздухе. Сговоры тех и других стали сущим бедствием буржуазной медицины.
Врачебный гуманизм, как и гуманизм вообще, социально обусловлен. Он зависит не только от личных качеств врача, но и от характера общественного строя, господствующей в обществе системы здравоохранения, общественного положения больных и медицинских работников. Не учитывая этих обстоятельств, нельзя научно подойти к решению проблем врачебной этики. Нельзя не видеть, каким серьезным препятствием для развития врачебного гуманизма является, как уже отмечалось выше, существование коммерческих отношений между врачом и больными. Это создает такую обстановку, когда врач заинтересован не в уменьшении, а в увеличении числа больных.
В эксплуататорском обществе все усилия врача зачастую сводятся на нет тяжелым материальным положением трудящихся. Правильно поставленный диагноз и точно назначенный курс лечения не дают нужных результатов, если у больного нет средств для приобретения лекарств, соблюдения диеты, улучшения жилищных условий и т. д.
В ряде случаев врачебный гуманизм ограничивается реакционным законодательством. Например, всемирно известный хирург Кристиан Барнард в книге «Нежелательные элементы» ярко и с болью пишет о том, что в Южно-Африканской Республике машина «скорой помощи», предназначенная для белых, ни при каких обстоятельствах не может подобрать раненого или больного негра. Расовая дискриминация характерна для работы медицинских учреждений США и других капиталистических стран.
Одним из существенных пороков капиталистического общества является то, что оно препятствует развитию профилактического направления в медицине. Во всех капиталистических странах, в том числе и в тех, где существует государственная организация медицинской помощи, нет единой системы здравоохранения, включающей лечебное и профилактическое дело. Медицинские и санитарные учреждения разобщены. Эта разобщенность особенно ощутима в тех капиталистических странах, где преобладает частное предпринимательство в системе здравоохранения. Частнопрактикующие врачи и их организации материально не заинтересованы в проведении широких профилактических мероприятий. Их медицинские учреждения, как правило, занимаются только лечебной работой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,189 сек. | 17.37 МБ