Социально-гигиенические параметры возрастной работоспособности

Социально-гигиенические вопросы труда и взаимоотношения лиц в процессе  работы все шире исследуются для характеристики работоспособности при различных  видах трудовой деятельности. Однако при характеристике работоспособности и  производственной значимости отдельных лиц не уделяется внимания возрастным и  индивидуальным данным; не учитывается это и при организации производственных  коллективов. Как указывалось ранее, с возрастом параллельно снижению уровня  отдельных психофизиологических признаков в связи с накоплением жизненного и  профессионального опыта развиваются и совершенствуются другие показатели,  обусловленные постоянной тренировкой и связанные с конкретной профессией. Использование этих показателей является одним из резервов в повышении работоспособности и производительности труда и может в значительной степени повлиять на продолжительность трудовой деятельности лиц предпенсионного возраста.
Представляют интерес психологические и характерологические особенности лиц умственного труда в коллективах. Тесные производственные взаимоотношения, постоянная зависимость отдельных групп и отдельных работников в выполнении общего производственного процесса предъявляют специальные требования к их индивидуальным качествам. Для этой категории работников особенно важно подбирать коллективы с учетом психофизиологических данных отдельных членов коллектива.
Психофизиологические показатели работоспособности, полученные экспериментальным путем, изменяются в зависимости от возраста, вида труда и его напряженности, поэтому для выяснения социально-гигиенических характеристик, определяющих работоспособность, в качестве модели были избраны инженеры одного профиля, различного возраста и разных должностных категорий (инженеры, старшие инженеры, руководители групп, главные специалисты, заместители начальников и начальники отделов).
Для изучения психофизиологических данных при социально-гигиеническом подходе к характеристике работоспособности применяются также методы наблюдения, опроса и анкетирования. Наиболее полную и достоверную характеристику деятельности и качеств личности получают при заполнении анкет авторитетными представителями (лидерами) коллектива. При использовании подобного метода возможны неточности, связанные с рядом моментов, в частности с качественным характером изучаемых показателей и возможным разбросом оценок, обусловленных субъективными особенностями вышеназванных представителей.
При оценке отдельных психофизиологических и производственных признаков желательно применение количественных методов. Выражая качественные признаки в количественной мере, можно достаточно правильно выяснить специфику отдельной личности, учесть ее изменения во времени, сравнить и сопоставить с другими и т. д. Даже такие тонкие качества личности, как одаренность, глубина знаний, широта интересов, творческое воображение, организованность и т. п., можно перевести в количественную форму.
Одним из наиболее простых способов перевода является оценка качества в баллах. Такие оценки обладают достаточной устойчивостью и их движение отражает реальные изменения мнений, характеристик, признаков и т. п. Они могут использоваться как для самооценок, так и для взаимной перекрестной оценки, анализа признаков в статике и динамике, расчета средних величин при объединении качеств в группы, определения степени выраженности отдельных качеств и др.
Количественные методы оценок все шире применяются в различных социологических исследованиях. Однако в достоверности этой информации можно быть уверенным лишь в тех случаях, когда исследования проводятся с помощью не только субъективных оценок, но и объективных методов.
При изучении физиологических, психологических и производственных особенностей затрагиваются весьма чувствительные стороны личности, поэтому необходимы серьезное отношение к исследованиям, такт и тонкое умение вести разговор с лицами, заполняющими анкеты-характеристики, и строгое соблюдение тайны. Невыполнение этих важных методологических моментов может нанести вред отдельным людям и осложнить взаимоотношения в коллективе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,256 сек. | 12.68 МБ