Если социальные факторы оказывают определяющее влияние на долголетие людей, то как же за него бороться? В социальном плане борьба эта могла, конечно, начаться только в нормально развивающемся социалистическом обществе, где все — для всех. Борьба эта предусматривает три основных пути, базируется на трех китах, которыми являются: труд, уровень жизни, здравоохранение.
Первым из путей социальной борьбы за долголетие мы назвали труд, и это не случайно. Труд — важнейшее условие нормальной жизни организма человека, совершенно необходимое для его благополучия и слаженного протекания физиологических процессов. В организме действует не только уже рассмотренный нами закон суперкомпенсации, тренирующий нас до высокого уровня, но имеется и закон недовосстановления, реализующий правило: кто не работает, тот не ест. Закон этот действует при малых нагрузках. Например, вы сломали руку, на нее хирурги наложили гипсовую повязку. Через 6 недель сняли гипс — рука стала тоньше, мышцы начали атрофироваться, отмирать. Они не трудились — мозг ограничил им питание. Орган, который сегодня меньше поработал, завтра получает от наших «дирижеров» уменьшенный «паек». Органов-тунеядцев природа не терпит. Значит, для благополучия нашего организма надо трудиться. Однако труд окажет в полной мере свое благотворное действие лишь в том случае, если выполняется в благоприятных условиях. Эксплуататорское общество не могло этого обеспечить. Иначе обстоит дело при социализме.
С одной стороны, труд перестает вредить здоровью. На должную высоту ставится охрана труда. В нашей стране действуют десятки институтов охраны труда и гигиены труда, разрабатываются и внедряются нормативы предельно допустимых величин химических и физических факторов производственной среды. Только две страны в мире располагают материальными возможностями для разработки таких нормативов — СССР и США. При этом наши нормы являются более жесткими (примерно на порядок, т. е. в 10 раз) и устанавливаются законодательно. Американские нормы не столь жестки и являются лишь рекомендательными. Мы исходим из того, что в принципе нельзя допускать ни одного случая профессионального заболевания. В капиталистическом мире тоже не заинтересованы в широком распространении профессиональной патологии, ибо тогда надо выплачивать бывшим рабочим пенсию по инвалидности. Однако предприниматели взвешивают финансовую сторону дела. Что дороже — платить пенсию по инвалидности небольшому числу лиц или создавать сложные и громоздкие очистные сооружения? В первом случае затраты меньше, поэтому капиталистический мир не ставит задачи полного искоренения профессиональных заболеваний, а идет лишь на ограничение их. Отсюда — два уровня норм. Социалистические страны тяготеют, естественно, к советским, капиталистические — к американским нормативам. Далее, при социализме устанавливается нормальная интенсивность труда, а не типичная для капиталистического способа производства нелепая ситуация, когда часть людей сидит без дела, а часть работает на износ. Мы — против потогонной системы и должны добиться повышения производительности труда не путем изматывания сил рабочих, а за счет совершенствования технологических процессов и улучшения организации труда.
С другой стороны, при социализме создаются благоприятные условия для нервной системы работающих. У нас нет безработицы, поэтому нет тревоги за завтрашний день, можно выбрать дело по душе. Труд окружен почетом, а не является «наказанием божьим» за грехи Адама и Евы. Вспомним, что именно так оценивает труд религия. Согласно Ветхому завету, который из иудейской религии перекочевал и в христианскую, и в мусульманскую, бог изгнал прародителей человечества из рая и наложил на них в качестве одного из своих проклятий то, что они и потомки их будут в поте лица добывать хлеб свой насущный, т. е. тяжко трудиться. Понятно, что для нервной системы человека не одно и то же — сознавать, что занимаешься почетным делом, или чувствовать себя отбывающим наказание.
Второй путь борьбы за долголетие при социализме — возрастание уровня жизни. Закон нашего общества — неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни людей. Наше общество устремлено в будущее. Каждый шаг в выполнении его планов улучшает жизнь народа, а живем лучше — живем дольше.
Наконец, третий путь движения к долголетию по социальным рельсам — это наша государственная система здравоохранения. Бесплатное медицинское обслуживание, оплачиваемые больничные листы — мы так к этому привыкли, что считаем делом само собою разумеющимся. Мы забываем, каким огромным социальным завоеванием явилось создание нашей советской медицины. В самых отдаленных сельских больницах появляется современная медицинская техника: электрокардиографы, рентгеновские установки, аппараты УВЧ, ультрафиолетового облучения и пр. Важнейшей особенностью нашего здравоохранения является его профилактическая направленность, которая исходит из классического положения основателей отечественной клинической медицины: всякую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Отсюда — широкая сеть профилактических учреждений: от пионерских лагерей до курортов. Огромное развитие получило в нашей стране физкультурно-спортивное движение, ставшее поистине всенародным. Государственная система физического воспитания охватывает подрастающее поколение буквально от колыбели до окончания вуза. Все большее место в системе профилактических мер социалистического государства занимает охрана окружающей среды. Если осознать все это, мы не удивимся тому, какой огромный шаг сделала наша страна за сравнительно небольшой исторический период после Великого Октября. Перед революцией, как мы говорили, средняя продолжительность жизни в России была 32 года, т. е. меньше трети века, а сейчас она уже достигла 70 лет, т. е. превысила две трети века. Следовательно, как бы полдороги к 100 годам мы уже прошли за годы Советской власти. Предстоит еще немало сделать по всем трем рассмотренным нами направлениям. Охрана труда на очень многих предприятиях еще не достигла того уровня, какой необходим, санитарные нормы не всегда соблюдаются. Уровень жизни ниже того, какой имеется в других высокоразвитых странах; темпы его роста должны быть увеличены. Здравоохранение имеет еще немало недостатков и нерешенных вопросов. Иными словами, база роста еще велика; сделано много, а предстоит сделать и будет сделано еще больше. Однако теперь многое зависит и от каждого из нас. До сих пор главным образом боролись с болезнями; это делало общество, а отдельные люди только помогали ему. Теперь, когда продолжительность жизни превысила в среднем 70-летний рубеж, мы лицом к лицу столкнулись со старостью и начинаем бороться с ней непосредственно, «напрямую». Теперь борьба пойдет уже на два фронта: по-прежнему с болезнями (тут мы будем помогать обществу) и с самой старостью — тут каждый человек должен внести свой вклад, общество будет только помогать нам.