Сведения о живой природе в первобытном обществе

Люди первобытного общества уже имели некоторое представление о строении человека, назначении частей тела, но каким путем эти представления возникли, исторической науке пока неизвестно. Предполагается, что анатомия началась с развитием познавательной деятельности человека, которого влекло любопытство не только узнать вещи, которые его окружали, но и рассмотреть рану и органы раненого человека или убитого животного. К сожалению, вера человека в сверхъестественную силу и раннее появление религии запрещали расчленять человека. В те времена человек не противопоставлял себя природе, а считал все предметы живыми, имеющими «душу». Этот первобытный антропоморфизм и возникшее как его следствие религиозное верование— анимизм, утверждающий самостоятельное существование души и тела, были огромным препятствием для вскрытия трупов, ибо «душа» должна возвратиться в целое тело.

1. На рисунке эпохи палеолита, обнаруженном в одной из пещер Астурии (Испания), изображен слон, в контур которого вписано сердце.

Уже около 13 000—14 000 лет до н. э. были созданы изображения растений, животных и людей, дошедшие до нас в виде пещерных и наскальных рисунков. В одной из пещер Астурии (Испания) найдено было изображение слона, у которого нарисовано сердце. Это доказывает, что люди эпохи палеолита знали о расположении сердца и правильно оценивали его жизненное значение (рис. 1).
Древние китайцы имели весьма скудные и грубые представления о строении человека (рис. 2). Основателями китайской медицины считаются полумифический император Шинонг (2838 — 2699 гг. до н. э.), а затем император Гванг-Ти (2698 — 2599 гг. до н. э.), написавший книгу о медицине — «Неи-Кинг». В этих древних сочинениях содержатся фантастические данные. Например, дыхательное горло в груди якобы разделялось на 7 каналов (рис. 3). Это свидетельствует о том, что древние китайцы трупы не вскрывали. Только начиная с IV века до н. э. в Китае иногда стали разрешать вскрытие трупов. У древних китайцев сердце считали центром жизни, а первым из органов, матерью сердца—печень, сыновьями— желудок и селезенку. По их мнению, сердце принимало пищеварительный сок и превращало его в кровь. В печени якобы обитала душа и возникали идеи, а желчный пузырь представлял центр мужества. Поэтому в древности воины для храбрости и мужества добавляли в пищу желчь крупных хищников.

2. Анатомическая схема человека по представлению древних китайцев.
1 — легкие: 2— большая артерия; 3 — сердце; 4 — диафрагма, 5 — селезенка. 6 — желудок; 7 — печень; 8 — почка; 9 — желчный пузырь; 10 — кишки; 11 — прямая кишка; 12 — матка.

3. Система «каналов» у человека по представлению древних китайцев.

В Древней Индии медицина постепенно отходила от религии, где уже с VIII века до н. э. не существовало строгого запрета на вскрытие трупов. Нарушение запрета в Индии также легко искупалось, если виновный принимал очистительные ванны или прикасался к священной корове или просто взглядывал на солнце. В священных книгах индусов уже описан метод мацерирования, который заключался в том, что труп 7 сут вымачивали в реке, а затем удаляли ветками деревьев кожу. По учению индусов человек состоял из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. Пупок считался центром жизни. Физиологические и эмбриологические представления также были примитивны и основывались на том, что желчь, воздух, слизь, соединившись с огнем, землей, водой и эфиром, формируют хилус, кровь, мясо, кости, жир и мозг; при соединении мужского и женского воспроизводительного вещества образуется зародыш. Весьма прогрессивным надо считать возникновение в Индии в первом тысячелетии до н. э. учения об органах чувств, которыми познается мир. « Это учение уже содержало элементы материалистического понимания мира, но не оказало влияния на развитие медицины.
В Древнем Египте принципом государственности была кастовость. Над всеми властвовала каста жрецов. Жрецы учили, что после смерти душа человека переселяется в тело различных животных, а через 3000 лет возвращается в тело умершего, поэтому широко проводилось бальзамирование трупов. Применявшиеся при бальзамировании небольшие разрезы не позволяли рассмотреть топографию и строение извлеченных частей внутренних органов. Поэтому египтяне, так же как китайцы и индийцы, считали сердце органом мышления, через который проходят кровь, слизь, вода, воздух и моча. Кровеносные сосуды на разрезе они видели у мертвого пустыми и считали, что по ним проходит воздух.
Неконкретные знания по анатомии были также у евреев, ибо религия запрещала прикасаться к трупу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 52 | 1,458 сек. | 12.88 МБ