Уроки на будущее

Россия просуществовала последнее десятилетие XX века в зависимом, по существу полуколониальном со­стоянии — как в политическом и экономическом, так и в идейно-духовном и культурном отношении. Опыт этого времени показал и населению, и ведущим клас­сам общества — государственным управленцам и кор­поративным менеджерам — пример того, как жить не следует. Это был опыт унижения, беспомощности и подверженности самым разнообразным видам внеш­ней экспансии; это был опыт горького, но и ценного осознания того факта, что в выживании единой Рос­сии в независимом состоянии никто в мире не заин­тересован.

Первые семь лет XXI века Россия была сосредото­чена на создании основ новой политической и эконо­мической субъектности. Благодаря этому мы заново открыли для себя старую истину: в мире уважают са­мостоятельных и сильных игроков; с самостоятельной и сильной страной поневоле считаются при принятии решений мирового и регионального значения; к само­стоятельным и сильным обращаются за помощью и со­ветом; только самостоятельному и сильному государ­ству могут быть предложены отношения равноправ­ного партнерства; только самостоятельная и сильная держава способна создать и организовать выгодное для себя новое качество политических взаимосвязей и новый характер международного и регионального раз­деления труда.

Но одновременно с этим становится очевидным, что чем прочнее становится политическая и экономи­ческая субъектность нации, тем выше ее ответствен­ность за события в окружающем мире. И в то же время чем надежнее обеспечена экономическая самостоя­тельность, тем больше требований к качеству государ­ства предъявляет ее население, обоснованно желаю­щее жить осмысленно и достойно в стране, которая уверенно смотрит вперед.

Обобщение накопленного опыта позволяет сфор­мулировать следующие уроки на будущее:

1. Гигантские природные ресурсы России могли бы позволить ей длительно существовать и развиваться в условиях экономической автаркии и политического изоляционизма. Однако жить в мире и быть свободным от проблем мирового сообщества в полной мере невоз­можно. Исходя из этого, курс на открытость России миру является не только неизбежным, но и может при­нести многочисленные позитивные плоды. Но, разу­меется, при соблюдении главного условия: это должна быть открытость активного и самостоятельного субъекта мировой политики, который использует преимущества, данные природой и сохраненные поколениями, для утверждения в мире собственной уникальной, само­ценной, созидательной и жизнеутверждающей миссии.

2.  Самостоятельность нации, позволяющая ей це­ленаправленно и полноценно осуществлять свою миссию в мире, в решающей степени определяется самосознанием населения, восприятием своего дела как части общенационального дела, своих талантов и спо­собностей как части общего потенциала. Необходи­мым условием укрепления этого самосознания явля­ется возможность прямого и честного диалога между властью и обществом, высокий уровень вертикальной мобильности населения, широкие возможности при­менения и совершенствования знаний и талантов на родной земле. Столь же необходимым условием во­влечения населения в решение общественных задач является формулирование на государственном уровне не только общих национальных приоритетов и кон­кретных проектов, но и введение и законодательное закрепление интегральных критериев общественного блага и ущерба, личного почета и личного позора как ориентиров и мотивирующих предпосылок индивиду­ального выбора в общенациональных интересах.

3.   Необходимым условием социально-демографи- ческого и политического выживания и укрепления на­ции является социальный оптимизм населения, моби­лизующий ее активную часть на освоение и воплоще­ние в жизнь новых дерзких и крупномасштабных задач. При этом особая и наиболее почетная роль принадле­жит молодому поколению созидателей и защитников нации, вдохновленному властью на самовоспитание и самосовершенствование, на освоение общественно необходимых профессий и навыков, на активное, дея­тельное, бескомпромиссное преодоление пережитков уходящей в прошлое полуколониальной модели.

4.  Подлинные достижения в деле внутренней орга­низации жизни в стране, так же как и успех страны на международной арене, во многом определяются опти­мальностью ее модели развития (в том числе социаль­но-экономического), разумно устроенным взаимодей­ствием государства, частных экономических структур, интеллектуального сообщества и широких масс насе­ления. При этом критерием эффективности являются конкретные экономические, внешнеполитические, социальные и культурные достижения, высокий уро­вень политической стабильности и общественной без­опасности, а не формальные признаки государствен­ного устройства.

5.   Задачи опережающего развития и широкой об­щественной мобилизации как его условия требуют внедрения новых форм управления как в рамках суще­ствующих ведомств, так и на основе качественно но­вых структур и инициатив, выдвижение и воплощение которых диктуется стратегической и тактической не­обходимостью и не зависит от моделей, применяемых в других государствах и цивилизациях. Острие этих инициатив должно быть направлено в инновационную сферу, продукт которой должен обслуживать первоо­чередные задачи развития и быть общедоступным и общевостребованным.

6.     Эффективная работа новой модели развития, опережающее внедрение новых проектов, укрепляю­щих экономическую и оборонительную мощь, образо­вательный потенциал и нравственную устойчивость, в решающей степени определяется преобразованием си­стемы массовой информации в мощное интеллектуально обеспеченное, духовно мобилизующее и вдохновляю­щее средство общественного воздействия. Роль этого инструмента в создании атмосферы общественного оптимизма, созидательного настроя и чувства общего дела — абсолютно необходима и незаменима.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,255 сек. | 12.98 МБ