Воспитание действием

Подводя итоги, необходимо сказать, что государ­ственная политика, направленная на возрождение эти­ческих основ общества, должна быть многосторонней, «междисциплинарной» и взаимоувязанной. Тематиче­ский госзаказ на производство теле- и кинофильмов, раскрывающих значение нравственных ценностей, может сочетаться с тематической дискуссией вокруг разоблачения коррупции, иллюстрирующей образ об­щественного зла, с освещением судебных процессов, олицетворяющих принцип воздаяния за зло.

«Молодежь 2010-х» должна формировать свой взгляд на мир не только по схеме «человек — человек» или «человек — текст», но и по схеме «человек — со­бытие». Поверить тем, кто берет на себя ее воспитание и нравственную опеку, она сможет лишь в том случае, если пропаганда будет подтверждаться реальными де­лами власти, реальными событиями в общественной жизни страны.

В силу тех же причин государственная политика в области демографии должна включать в себя и изме­нения в сфере пенсионного законодательства, в рам­ках которого размер пенсии граждан будет в суще­ственной мере зависеть от количества детей и качества их воспитания. В сфере государственного управления целесообразна регулярная аттестация госслужащих на предмет знания русского языка и отечественной исто­рии, что должно наглядно демонстрировать молодым управленцам, что перед человеком, не удосужившим­ся усвоить основы родной культуры, закрыты возмож­ности самореализации на любом административном поприще.

Государственная политика в области культуры и массовой информации должна предполагать не толь­ко пропаганду нравственности и патриотизма, но и прямую (в оговоренных законом случаях — уголов­ную) ответственность руководителей телеканалов за демонстрацию видеопродукции, навязывающей гедо­нистические инстинкты, проповедующей моральный релятивизм, культивирующей разврат и социальную безответственность.

Важнейшим условием вовлечения «молодежи 2010-х» в созидательную деятельность является открытие ка­налов вертикальной мобильности. Необходимо ис­правное функционирование социального лифта, под­нимающего лучших представителей молодежи к вер­шинам власти. Для преодоления социальной апатии молодого поколения и его неверия в возможность сво­ими способностями добиться успеха позитивного пе­реустройства мира нужна не просто имитация вовле­чения молодежи в процесс управления государством, а реальный призыв «молодых гениев» на командные высоты национальной экономики на основе открыто­го конкурсного отбора, механизм которого понятен и прозрачен для миллионов молодых людей.

Необходимо внедрение постоянно действующего механизма целенаправленного выявления и после­дующего культивирования научных, культурных, тех­нических, гуманитарных и управленческих талантов в школьном возрасте с конкурсным отбором в спе­циализированные учебные заведения. Процесс отбора должен неукоснительно исключать влияние родствен­ного, местнического и партийного лоббизма.

Культивирование особых способностей требует более дифференцированного и широкого развития средних учебных заведений с углубленным изучением точных наук, прикладных технических, естественно­научных и гуманитарных дисциплин в соответствии с расчетами перспективного спроса (что в особенности касается специализированных языковых школ).

Выявление особых способностей ни в коей мере не должно противопоставлять одаренных учащихся основному контингенту массовой школы. Во-первых, элитарность государственного (в противоположность частному) учебного заведения должна определяться исключительно способностями учащихся вне зави­симости от материального статуса семей и качеством преподавательского состава, также отбираемого на конкурсной основе и обеспеченного дополнитель­ными материальными стимулами. Во-вторых, особые условия для одаренных школьников должны сопро­вождаться особыми требованиями к учебной дисци­плине и нравственным качествам. Это предполагает в том числе привлечение одаренных старшеклассников к преподавательской практике в обычных массовых школах на основе системы шефства «продвинутых» школ над массовыми. Целесообразно расширение ин­тернатской формы обучения с внедрением системы ученического самоуправления, в особенности в об­ластных центрах крупных регионов.Глава 6

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,155 сек. | 16.88 МБ