Белоруссия создает собственные комплексы с БЛА

Белоруссия создает собственные комплексы с БЛА
Москва. 28 октября. АвиаПорт — Республика Беларусь (РБ) делает и развивает собственные комплексы беспилотной воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотными летательными аппаратами (БЛА), сказал "АвиаПорту" начальник Научно-производственного центра (НПЦ) "Беспилотные авиационные комплексы (БАК) и технологии" Физико-технического института Государственной академии (ФТИ НАН РБ) Белоруссии Юрий Яцына. Он тщательно тормознул на гос политике РБ в области развития беспилотной авиации и на отдельных комплексах, разрабатываемых в ФТИ НАН РБ.
Госпрограмма сотворения беспилотных комплексов

В Белоруссии (РБ) действует и удачно реализуется муниципальная программка сотворения и производства комплексов БЛА. Госпрограмма рассчитана на период 2011-2015 годы и содержит в себе две огромных подпрограммы.

Одна из их предугадывает создание и создание функциональных комплексов с БЛА и компонент, разработку нужных технологий. Это, в главном, комплексы с БЛА для штатского внедрения, хотя, в принципе, все такие комплексы относятся к категории комплексов двойного предназначения. Головным исполнителем по этой подпрограмме является ФТИ НАН РБ.
Комплексы по 2-ой подпрограмме разрабатываются предприятиями военно-промышленного комплекса РБ. Разработчики по обеим подпрограммам тесновато контактируют меж собой. В каждой из подпрограмм предвидено выполнение порядка 15-16 опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке комплексов с беспилотниками, компонент и технологий (мотивированные нагрузки, автопилоты и пр.).

Нужно отметить, что муниципальная программка имеет и поболее широкие перспективы. Так, к примеру, в текущее время РБ готовится к запуску второго искусственного спутника Земли, благодаря запуску которого РБ будет иметь две составляющие мониторинга земной поверхности — беспилотную авиационную и галлактическую.
БЛА разработки ФТИ НАН РБ
В текущее время ФТИ НАН РБ разработал комплексы с БЛА серии "Бусел" ("Аист"): "Бусел", "Бусел М", "Бусел М50", "Буревестник" и БАК ЭМ (последний — беспилотный дирижабль малого объема).
Свои разработки ФТИ НАН РБ начинал с БЛА с нестабилизированной мотивированной нагрузкой и с низким качеством изображения. Потому институт перебежал к классу БЛА стартовой массой порядка 10 кг с гиростабилизированной мотивированной нагрузкой. В текущее время употребляется ввезенная элементная база, к примеру, при разработке автопилотов употребляются южноамериканские составляющие. Но за последние 3 года толика привезенных из других стран компонент снизилась с 50% до 15%. На сей день при разработке беспилотных комплексов длятся закупки оптики, при этом затариваются только сами камеры, а гиростабилизированные системы разрабатываются в РБ. Автопилоты разрабатывают в Белоруссии, электродвигатели китайские, стекловолокно и клей белорусские, компы тайваньские.
На сей день решается вопрос сотворения мотивированной нагрузки с возможностью автоматического сопровождения избранного статического объекта. В 2014 году планируется окончание ОКР по способности автоматического сопровождения передвигающегося объекта.
ФТИ НАН РБ располагает конструкторским бюро и производственной линией для производства БЛА, имеет условия для проведения испытаний. Предприятие имеет современное техническое оснащение, а именно, обрабатывающие центры и швейцарские измерительные системы с точностью до 4 микрон. В Светлогорске сотворена производственная база для производства стекловолокон для композиционных материалов. ФТИ НАН РБ сертифицирован для серийного производства БЛА. Каждый год проводится повторная сертификация спецами Департамента авиации.
Комплексы с беспилотниками "Бусел" и "Бусел М"

Беспилотники комплексов "Бусел" и "Бусел М" выполнены по обычной схем двухмоторного самолета, "Бусел М" имеет V-образное оперение. БЛА "Бусел" имеет стартовую массу до 6 кг, спектр скоростей от 40 до 100 км/ч, наибольшая высота полета — 1500 м, длительность полета до 50 минут. Наибольший радиус внедрения по радиосвязи — 20 км. Беспилотник "Бусел М" несколько больше — его стартовая масса равна до 10 кг, спектр скоростей от 54 до 120 км/ч, наибольшая высота полета — 4000 м, длительность полета до 90 минут. Наибольший радиус внедрения по радиосвязи — 25 км. В качестве мотивированной нагрузки используются телевизионная, фото- либо ИК-камеры на гиростабилизированной платформе. Пилотажно-навигационный комплекс — GPS и система автоматического управления (САУ). Пуск беспилотников осуществляется с руки, посадка — на парашюте.
Комплексы с БЛА "Бусел" и "Бусел М" окончили муниципальные приемочные тесты, "Бусел" в 2011 году, а "Бусел М" в 2012 году. Они поставляются серийно в интересах МЧС РБ, также на экспорт: в МЧС РБ поставлены два комплекса с БЛА "Бусел М" с 2-мя беспилотниками в каждом комплексе. В неоглашаемую страну "далекого зарубежья" поставлен один таковой же комплекс с 2-мя беспилотниками.
Комплекс с беспилотниками "Бусел М50"
БЛА "Бусел М50" имеет стартовую массу до 12 кг, спектр скоростей от 40 до 120 км/ч, наибольшая высота полета — 5000 м, длительность полета до 150 минут. Наибольший радиус внедрения по радиосвязи — 50 км. Мотивированная нагрузка подобна БЛА "Бусел" и "Бусел М". Пилотажно-навигационный комплекс — GPS, ГЛОНАСС и система автоматического управления (САУ).
Комплекс с беспилотником "Бусел М50" по действующему по плану в этом году должен окончить заводские тесты. Посреди 2014 года будут завершены муниципальные приемочные тесты, после которых делается муниципальная регистрация летательного аппарата с допуском в воздушное место РБ.

Комплекс с беспилотниками "Буревестник"
Беспилотник "Буревестник" по массогабаритным характеристикам является большим из сделанных ФТИ НАН РБ. Особенностью комплекса является возможность управления беспилотником без утраты радиосвязи на дальности до 290 км. Скорость полета в зоне внедрения составляет 80-120 км/ч, высота полета 200-5000 м. Длительность полета составляет 10-12 часов. Метод старта и посадки — по-самолетному.

В этом году должны быть проведены заводские тесты, а в 2014 году — приемочные тесты комплекса. Он разрабатывается по Техническому заданию МЧС РБ, при этом МЧС заказало стационарный пункт управления, но вероятны и варианты мобильного выполнения.
Комплекс с беспилотным дирижаблем БАК ЭМ
Беспилотный дирижабль БАК ЭМ относится к компактным аппаратам: его длина всего 8,7 м, поперечник оболочки 2,25-2,63 м. Взлетная масса составляет всего 23-30 кг при массе мотивированной нагрузки 1,0-3,0 кг. Наибольшая высота полета — 500 м, спектр скоростей составляет до 60 км/ч. Время нахождения в воздухе в штиль и скорости ветра до 3,7 м/с до 11 часов. Радиус деяния до 50 км. Применяемость аппарата до 8 м/с ветровой нагрузки.
Беспилотный дирижабль прошел шаг муниципальных испытаний и в текущее время проводится доработка комплекса. На данный момент комплекс с дирижаблем имеет литеру опытнейшего эталона, но в 2014 году аппарат получит литеру серийного эталона.

Применяемость беспилотников

В процессе испытаний БЛА и при проведении демо полетов были доказаны многие сценарии внедрения беспилотной авиатехники. Так к примеру в МЧС РБ беспилотники типа "Бусел" удачно применяются при тушении пожаров, в том числе торфяных, наводнениях.
В процессе испытаний беспилотника "Бусел М" осуществлялся поиск бизонов в государственных парках, места скопления которых были найдены, а сами животные пересчитаны (при помощи ИК-камеры). Также беспилотники использовались при пожарах на торфяниках. При этом если на поверхности было видно только маленькое задымление, то при помощи специальной аппаратуры на беспилотнике было отлично видно распространение огня на глубине 3-5 м.
На границе Республики Беларусь и Литвы две-три недели вспять проводились тесты беспилотника, и в ночное время были задержаны 9 нелегалов, которые желали перейти границу с Литвой.

В этом году завершились заводские тесты беспилотного дирижабля долгого мониторинга с зависанием. Его тесты в государственных парках РБ проявили его полную удачливость внедрения для мониторинга. Удачно он применялся на испытаниях и на границе.



Дмитрий Козлов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,182 сек. | 12.42 МБ