Наследник «тридцатьчетверки»

После сотворения осенью 1943 года среднего танка Т-34-85 стало разумеется, что способности «тридцатьчетверки» в плане усиления вооружения и броневой защиты исчерпаны стопроцентно. Причина крылась в сборке машины с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, занимавшего 47,7 процента длины корпуса. Из-за этого башня была очень смещена вперед, что, во-1-х, приводило к завышенной нагрузке на фронтальные опорные катки, а во-2-х, не позволило смонтировать лючок механика-водителя на крыше корпуса.

1-ое событие лимитировало процесс усиления вооружения: как понятно, невзирая на предпринятые пробы, расположить 100-мм пушку в Т-34-85 так и не удалось ни в штатной башне, ни в башне с расширенным погоном (при этом в последнем случае потребовалось заносить конфигурации в конструкцию корпуса – погон поперечником 1700 мм не вписывался в его габариты). 2-ое – делало фактически неосуществимыми ну и никчемными любые шаги по повышению толщины лобовой брони.

Выход был исключительно в переходе к сборке с другим соотношением внутренних объемов танка либо в увеличении его длины. От второго решения отказались, а с целью реализации первого осенью 1943 года в конструкторском бюро (отдел № 520) Уральского танкового завода № 183 им. Сталина (сейчас ФГУП «Уралвагонзавод») в Нижнем Тагиле начали проектирование принципно новейшей боевой машины, которая благодаря заложенным в ее конструкцию колоссальным резервам по модернизации обусловила лицо послевоенного русского танкостроения. В ноябре 1943-го директор завода Ю. Е. Максарев и главный конструктор А. А. Морозов доложили наркому танковой индустрии В. А. Малышеву приблизительные свойства и представили макет танка, получившего заводское обозначение «объект 136» и индекс Т-44.

Заместо радиста топливный бак

Главное внимание разработчики уделили сборке моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Для наибольшего сокращения размера занимаемого МТО по длине машины движок был установлен поперек корпуса и соединен с коробкой повышающим редуктором – так именуемой гитарой. Высоту МТО уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного мотора к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили малогабаритный маховик. Это отдало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой подмоторной раме, а в конечном итоге высота корпуса уменьшилась. Радиатор системы остывания мотора располагался поперек корпуса, сзади коробки. Что все-таки касается вентилятора, то его сместили к кормовому листу, приводился он от коробки через фрикцион, что исключило поломки рабочего колеса при резких переменах режима работы мотора. Не считая того, такая сборка приметно улучшила остывание агрегатов коробки.

Все это позволило получить размеры боевого отделения, допускавшие возможность установки в нем пушки калибром до 122 мм, и сдвинуть башню вспять, так что ее ось вращения практически совпала с серединой корпуса. Тут его угловые колебания при движении машины были меньшими. В итоге повышалась точность стрельбы из танковой пушки и понижалась утомляемость экипажа. Из-за смещения башни вспять на подбашенном листе освободилось место для лючка механика-водителя. Из экипажа убрали стрелка-радиста, потому что огнь из курсового пулемета оказался малоэффективным из-за отвратительного обзора. Меж тем после переноса радиостанции в башню и передачи функций радиста командиру танка, что было изготовлено уже на Т-34-85, никаких других обязательств, не считая ведения огня, стрелок-радист не делал. На его месте поставили топливный бак и расположили боеукладку для пушки. От массивных надгусеничных ниш отказались.

Наследник «тридцатьчетверки»

В ходовой части применялась торсионная подвеска. Гусеницы на новейшей машине остались такими же, как на Т-34, – с гребневым зацеплением.

1-ый макет танка Т-44 был разработан в декабре 1943 – январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 тонны. За счет малогабаритной сборки МТО удалось прирастить длину боевого отделения на 430 мм, а высоту – на 210. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса достигала 75 мм, верхнего бортового листа, размещенного вертикально, – 45 мм, он дополнительно защищался 30-мм затратным броневым листом. Лоб башни имел толщину 90 мм. На т
анке установили дизель В-2ИС мощностью 500 лошадиных сил.

Три опытнейших эталона сделали на заводе № 183 в январе-феврале 1944 года. Вооружение танков № 1 и № 2 состояло из 85-мм пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета ДТ. 2-ой пулемет ДТ агрессивно устанавливался в верхнем лобовом листе корпуса. Опытнейший эталон № 3, либо Т-44-122 снабдили 122-мм пушкой Д-25-44, специально разработанной для него на заводе № 9. От серийной пушки Д-25Т она отличалась уменьшенной на 2–4 процента мощностью выстрела, наименьшей массой откатных частей и унитарным заряжанием. На танках № 1 и № 3 поперечник башенного погона в свету составлял 1800 мм, а на танке № 2 – 1600 мм. 2-ой номер с 19 февраля по 5 марта 1944 года проходил тесты на НИБТПолигоне, в процессе которых выявилось много конструктивных недочетов. После их устранения в мае 1944-го были сделаны два танка Т-44 2-ой модификации. Какой-то из них испытали на НИБТПолигоне в июне-июле 1944 года. В августе-сентябре сотворен и подвергнут заводским испытаниям в районе Нижнего Тагила и Свердловска опытнейший эталон третьей модификации – Т-44А.

Наследник «тридцатьчетверки»

Этот танк после внесения неких конфигураций 23 ноября 1944 года принят на вооружение. 18 июля 1944-го выходит постановление ГКО об организации в Харькове танкового завода № 75 НКТП по выпуску 300 машин Т-44 за месяц. Ему передавались все цехи и оборудование, уцелевшие от 2-ух довоенных заводов – № 183 и № 75. Сразу принимается решение о перебазировании в Харьков и включении в состав завода № 75 коллектива и оборудования завода № 38 из городка Кирова. 1-ые 5 серийных машин покинули цехи харьковского предприятия в ноябре такого же года. В 1944-м сделаны 25 танков, в 1945-м – 880, а всего до окончания производства в 1947 году армия получила 1823 машины Т-44.

В боях не участвовал

Серийный средний танк Т-44 имел сварной корпус с вертикальными бортами шириной 75 мм. Лобовой 90-мм лист размещался под углом 60о от вертикали. Лобовая броня литой башни составляла 120 мм. Механик-водитель располагался в левой носовой части корпуса. Над его рабочим местом находился посадочный лючок с вращавшейся на шариковой опоре крышкой. Для наблюдения за полем боя и вождения машины на основании внутреннего погона крышки лючка размещался устройство МК-4, в лобовом листе корпуса имелась смотровая щель с триплексом, а в левом бортовом листе корпуса устанавливался призменный смотровой устройство. В крышу башни была вварена литая низкопрофильная командирская башенка с пятью смотровыми щелями по периметру. Справа от башенки в крыше башни монтировался круглый посадочный лючок заряжающего. В крыше башни располагались два устройства МК-4, а очередной – во вращающейся крыше командирской башенки.

Наследник «тридцатьчетверки»

В амбразуре лобовой части башни находились 85-мм пушка ЗИС-С-53 и спаренный с ней пулемет ДТМ. Углы наведения этой спаренной установки по вертикали составляли от -5о до +20о. Для ведения прицельной стрельбы из пушки и пулемета употреблялся телескопический шарнирный прицел ТШ-15, а потом – ТШ-16 с увеличенным полем зрения и новейшей сетью прицела. Для ведения огня с закрытых позиций на левом щите огораживания орудия расположили боковой уровень.

Очередной пулемет ДТМ был агрессивно установлен в верхнем лобовом листе корпуса танка. Стрелял из него механик-водитель, нажимая на кнопку электроспуска, смонтированную в рычаге управления правым бортовым фрикционом.

Боекомплект танка включал 58 артвыстрелов и 1890 патронов к пулеметам. Основная часть боекомплекта пушки (30 выстрелов) находилась в правой носовой части корпуса танка в особом стеллаже. Еще 10 выстрелов размещались по бортам корпуса, 18 – в башне, из их 16 располагались в нише.

12-цилиндровый дизельный четырехтактный V-образный движок В-44 жидкостного остывания мощностью 500 лошадиных сил (368 кВт) при 1800 об/мин располагался поперек корпуса. В систему питания мотора входили четыре топливных бака общей емкостью 500 л.. Не считая того, на надгусеничных полках были установлены три запасных топливных бака емкостью 50 л. каждый, не присоединенных к системе питания.

Коробка танка состояла из «гитар
ы» (редуктор из 3-х цилиндрических шестерен), многодискового головного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки, 2-ух многодисковых бортовых фрикционов с плавающими ленточными тормозами и 2-ух бортовых передач. Коробка имела механизм отбора мощности на привод вентилятора системы остывания мотора.

Ходовая часть применительно к одному борту включала 5 обрезиненных литых опорных катков, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое), направляющее колесо, подвеска – персональная торсионная, в каждой гусенице – 70 траков шириной 500 мм, шаг трака – 172 мм.

Движок, коробка и ходовая часть обеспечивали 31,8-тонной боевой машине движение с наибольшей скоростью 51 км/ч. Припас хода достигал 300 км, на внутренних топливных баках – 235 км. Экипаж танка – четыре человека.

Для наружной связи на машине применялась приемо-передающая коротковолновая симплексная телефонная радиостанция 9РС. Для внутренней связи использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисф.

Необходимо подчеркнуть, что невзирая на успешное освоение в войсках новых танков, на фронт они не поступали и в боевых действиях 2-ой мировой войны не участвовали. Неизвестен также и факт испытаний Т-44 во фронтовых критериях. Но подготовка к возникновению в армии новых бронированных машин началась уже в 1944-м. Для обеспечения, к примеру, командными кадрами частей и соединений, вооруженных этими танками, к 15 сентября 1944 года были сформированы три училища:
гвардейское Харьковское танковое на базе 33-й гвардейской танковой бригады;
гвардейское Сивашское Краснознаменное танковое на базе 6-й гвардейской танковой бригады;
гвардейское Таманское танковое на базе 63-й танковой Таманской бригады.

Численность переменного состава для каждого из этих училищ – выше тыщи курсантов.

Несколько модификаций

Уже скоро после начала серийного производства, весной-летом 1945 года были проведены бывалые работы по усилению огневой мощи Т-44. На 2-ух образчиках Т-44-100 испытывались 100-мм пушки Д-10Т и ЛБ-1. Тесты машины с орудием Д-10Т завершились безуспешно: танк раскачивался при выстрелах, что сбивало наводку, после насыщенных стрельб в башенном погоне образовался свободный ход, в конце концов, не удалось нормально уравновесить орудие. Т-44-100 с пушкой ЛБ-1 имел зенитную турель с многокалиберным пулеметом ДШК и подвесные бортовые экраны по типу германских. Его тесты закончились с наилучшим результатом, но военных не устраивало наличие у пушки дульного тормоза. Ни тот, ни другой танк на вооружение не принимался.

Т-44 явился собственного рода переходной моделью к среднему танку Т-54. Сначала последним перевооружались танковые части, снаряженные «тридцатьчетверками», потому какое-то время Т-44 и Т-54 эксплуатировались в войсках сразу. Содействовала этому и модернизация «сорок четвертого». В 1961 году агрегаты силовой установки, коробки и ходовой части Т-44 унифицировали с имеющимися на Т-54. Движок В-44 поменяли на В-54, возросла емкость топливных баков, возрос припас хода. Заместо бортовых фрикционов были введены двухступенчатые планетарные механизмы поворота. В ходовой части стал употребляться гусеничный движитель цевочного зацепления, появились новые штампованные опорные катки. Корпус, башня, также вооружение танка остались без существенных конфигураций. Боекомплект пушки возрос до 61 выстрела. Были установлены ночной устройство механика-водителя ТВН-2 и радиостанция Р-113. Эта машина получила марку Т-44М.

В 1963 году на базе танка Т-44М сотворен командирский танк Т-44МК. Он оснащался 2-мя радиостанциями Р-112 и Р-113. Установка дополнительного радиооборудования повлекла за собой уменьшение боекомплекта на 15 выстрелов и 441 патрон, также изъятие курсового пулемета.

В 1966 году Т-44М снабдили двухплоскостным стабилизатором вооружения. Эта машина получила индекс Т-44С.

Модернизированные танки оставались в Русской армии прямо до 80-х годов и эксплуатировались в главном в учебных частях. Машины, не прошедшие модернизацию, были переделаны в бронированные тягачи БТС-4, также направлялись в укрепленные районы. А именно, с внедрением башни с вооружением Т-44 была разработана имевшаяся в Группе Русских войск в Германии длительная огневая точка. Кроме танковой башни она включала набор железобетонных конструкций, который перевозился на грузовых автомобилях. Все это могло доставляться в нужное место, где отрывался котлован и осуществлялась сборка помещения для расчета, галереи аварийного выхода и вертикальной шахты-колодца, украшенной тан

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,118 сек. | 12.43 МБ