США спишут легендарные самолеты-разведчики U-2

США спишут легендарные самолеты-разведчики U-2
Пентагон, с 2011 года обязанный проводить постоянное сокращение расходов, 4 марта представил проект военного бюджета на 2015 денежный год. Кроме остального в документе предлагается провести полное списание стратегических разведывательных самолетов U-2 Dragon Lady и штурмовиков A-10 Thunderbolt II. И если последние в течение ближайших 2-3 лет поменяют новыми функциональными истребителями F-35 Lightning II, то кандидатуры U-2 пока не существует. Отчасти задачки Dragon Lady возьмут на себя стратегические беспилотные летательные аппараты RQ-4 Global Hawk, но по своим способностям они существенно уступают разведывательным самолетам.

Царица драконов

История южноамериканского стратегического разведывательного самолета U-2 Dragon Lady (это «прозвище» синонимично русскому «железная леди», но практически переводится как «дракониха») началась фактически сразу с «холодной войной». Южноамериканским разведывательным службам пригодился самолет-разведчик, который был бы недосягаем для русских радиолокационных станций, систем противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков. Снаряженные разведывательным оборудованием бомбовозы B-47 Stratojet и другие подобные самолеты просто перехватывались русской авиацией и не могли полностью делать задачки по сбору инфы над территорией СССР.

Самыми высоколетающими боевыми самолетами на вооружении СССР в конце 1940-х годов были МиГ-17 — 13,7 тыщи метров. Радары были разработаны на базе южноамериканского оборудования, поставлявшегося в конце 2-ой мировой войны по договору ленд-лиза, и находили летательные аппараты на высотах до 19,8 тыщи метров. Самым же высоколетающим разведсамолетом, легкодоступным для ВВС США, был английский English Electric Canberra PR3, летавший на высоте до 14,6 тыщи метров.

В 1953 году командование ВВС США объявило тендер на разработку разведывательного самолета, который сумел бы делать полеты на высоте до 21,3 тыщи метров и обладал боевым радиусом в 2,8 тыщи км. При всем этом заявки на роль в тендере принимались от маленьких конструкторских бюро, чтоб те, по расчетам военных, могли на сто процентов сосредоточиться на проекте. К роли в конкурсе пригласили компании Bell Aircraft, Martin Aircraft (позже поглощенная Lockheed Aircraft Corporation) и Fairchild Engine and Airplane. Неофициальное предложение за рамками тендера командованию ВВС США сделала и компания Lockheed Aircraft Corporation.

США спишут легендарные самолеты-разведчики U-2
Фото: ВВС США

Последняя — чтоб ускорить процесс — завлекла к разработке самолета инженера Клэренса Джонсона. Ранее Джонсон сделал тяжкий истребитель P-38 Lightning и 1-ый южноамериканский реактивный истребитель F-80 Shooting Star, также был известен преждевременным и удачным окончанием доверенных ему проектов. Авиаконструктор трудился в подразделении Skunk Works компании Lockheed. Он предложил облегченный вариант самолета без шасси, без вооружения и с длинноватым крылом, как у планера. Макет самолета CL-282, снаряженный реактивным движком J73 от истребителя F-104 Starfighter, сделал 1-ый полет сначала 1954 года и смог подняться на высоту 21,3 тыщи метров.

Но посреди 1954 года командование ВВС США объявило, что CL-282 военным не нужен. А именно, генерал Кертис Лемэй, начальник Стратегического авиационного командования, заявил, что не интересуется самолетами «без колес и пушек». Не считая того, военные растолковали, что одномоторный самолет существенно уступает по надежности многомоторным. В конечном итоге ВВС США предпочли разведывательный X-16 компании Bell и измененные бомбовозы B-57 Canberra (южноамериканская версия English Electric Canberra), предложенные Martin и Fairchild. На этом проект CL-282 был должен закончить свое существование, но им внезапно заинтересовалось Центральное разведывательное управление.

В 1950-е годы ЦРУ фактически не имело собственных разведывательных самолетов и вынуждено было договариваться с ВВС США об использовании их летательных аппаратов. В конце 1954 года управление управления разглядело все проекты самолетов, предложенные командованию ВВС, и решило профинансировать CL-282. Особый энтузиазм разведчиков вызвала возможность CL-282 делать полеты на высоте более 20 тыщ метров и малая по сопоставлению с другими самолетами действенная площадь рассеяния. В марте 1955 года Lockheed получила договор ЦРУ на разработку и создание 20 разведывательных самолетов на базе CL-282.

Сумма сделки составила 22,5 миллиона баксов. 1-ый самолет-разведчик необходимо было поставить ЦРУ в июле 1956-го, а последний — в ноябре такого же года. Lockheed Aircraft Corporation выполнила договор точно в срок и сберегла при всем этом 3,5 миллиона баксов, существенно унифицировав CL-282 с истребителем F-104 (новенькому лазутчику от боевого самолета достались практически весь фюзеляж, движок и системы управления). Специально для нового самолета разработали только хвостовое оперение и крыло. Свое обозначение — U-2 — он получил в июле 1955 года.

США спишут легендарные самолеты-разведчики U-2
Модель Bell X-16
Фото: home.windstream.net

Компания Bell успела выстроить только один макет нового разведывательного самолета и ни 1-го макета. В 1956 году ВВС США закрыли проект самолета.
К созданию крупноформатного фотоаппарата для самолета-разведчика завлекли астролога и проектировщика оптических систем Джеймса Бейкера. Вначале предложенная им камера имела объектив с фокусным расстоянием 240 дюймов (чуток более 6 тыщ мм). Но чтоб установить оборудование для съемки в и без того тесноватом внутреннем отсеке самолета, потребовались еще 6 дюймов. На это Джонсон ответил: «Да я бы бабушку продал за излишние 6 дюймов», — тогда Бейкер разработал фотоаппарат с объективом с фокусным расстоянием 180 дюймов и диафрагменным числом 13,56. Эта камера делала снимки разрешением 76 см с высоты 18 тыщ метров.

Специально для самолета было создано и новое авиационное горючее. Его созданием занималась компания Shell Oil. Горючее, получившее обозначение JP-7, отличалось низкой летучестью и малой упругостью паров, другими словами плохо испарялось при маленьком атмосферном давлении на большой высоте. Интересно, что разработкой и созданием горючего занималось подразделение Shell Oil, ответственное и за выпуск репеллентов. В 1955 году компания произвела несколько сотен тыщ галлонов (один галлон — 3,79 литра) JP-7, так сосредоточившись на его выпуске, что в США образовался суровый недостаток репеллентов.

Разведывательные полеты U-2 начали производить в июне 1956 года, а 1-ый полет над территорией СССР состоялся в июле такого же года. В мае 1960-го один U-2 был сбит над территорией СССР из зенитного ракетного комплекса, после этого полеты разведчиков над Русским Союзом закончились, хотя длилось вдоль границ страны. В целом же с 1956-го по 1960 год самолеты U-2 выполнили 24 разведывательных полета над СССР. В 1962 году самолеты-разведчики нашли строящиеся на Кубе стартовые позиции русских баллистических ракет в рамках операции «Анадырь»

Дело техники

Получившийся разведывательный самолет имел цельнометаллический фюзеляж, сделанный по типу монокока с несущей обшивкой. Чтоб понизить его массу, на U-2 установили шасси велосипедного типа (по одной стойке со сдвоенными колесами в носовой и хвостовой частях), при этом тормозами была оборудована только передняя стойка. В хвостовой части фюзеляжа в особом контейнере устанавливался тормозной парашют. Колеса шасси обустроены цельнолитыми шинами. Перед взлетом под консоли крыла U-2 устанавливались особые сбрасываемые вспомогательные стойки шасси. Вначале за их сброс отвечали наземные техники, которые ехали за набирающим скорость самолетом и на определенном шаге выдергивали вспомогательные колеса с помощью троса.

К слову, сбрасываемыми подкрыльевыми стойками шасси U-2 оснащается и сейчас. И как и раньше аэродромные служащие «преследуют» самолеты такового типа при взлете, чтоб убедиться, что стойки шасси отсоединились. Особенностью конструкции Dragon Lady является и то, что из-за длинноватой носовой части и скафандра пилот (пилоты — в двухместной версии) фактически не лицезреет взлетно-посадочную полосу. При посадке самолет встречают на автомобилях все те же аэродромные служащие и по радио дают пилоту указания по маневрированию.

США спишут легендарные самолеты-разведчики U-2
Шевроле Camaro 4-ого поколения преследует U-2S во время взлета
Фото: ВВС США

Для сопровождения U-2 при взлете и посадке ВВС США употребляют два-три спортивных автомобиля (а именно, Dodge Charger либо Шевроле Camaro), на которых иногда приходится разгоняться до 250-270 км в час. Интересно также и то, что после касания взлетно-посадочной полосы U-2 некое время балансирует на колесных шасси, а потом опирается на законцовку одной из консолей крыла, оборудованную специальной титановой лыжей.

В текущее время ВВС США, примкнувшие к проекту U-2 в 1956 году, делают полеты на двухместных учебных версиях самолета TR-1B и разведывательных U-2S. Их длина составляет 19,2 метра, высота — 4,9 метра, а размах крыла — 31,4 метра. Наибольшая взлетная масса самолета составляет 18,6 тонны. Он обустроен одним движком General Electric F118-101, способным развивать тягу в 85 килоньютонов. U-2S может развивать скорость до 805 км в час и делать полеты на высоте более 21,3 тыщи метров в протяжении 12 часов. Боевой радиус разведывательного самолета составляет 10,3 тыщи км.

Современные Dragon Lady оснащаются навесноыми контейнерами с цифровым разведывательным оборудованием, которое способно не только лишь вести фото- и видеосъемку, но также создавать радиоэлектронную разведку и, по мере надобности, ретранслировать сигналы. В текущее время на вооружении ВВС США стоят 35 самолетов-разведчиков U-2S/TR-1B, и за годы службы они прошли несколько программ модернизации. Последняя значимая программка закончилась в 2013 году. Самолеты получили новые системы контроля давления в кабине пилота и отбора воздуха от мотора, благодаря которой летчики стали существенно пореже мучиться декомпрессионной заболеванием.
На самолетах U-2 поменяли штатные датчики контроля и системы регулировки давления в кабине пилота. Не считая того, были перенастроены приборы отбора воздуха от движков в процессе полета (воздух употребляется для увеличения давления в кабине). Благодаря таким изменениям давление снутри кабины пилота при полете на высоте 21,3 тыщи метров удалось повысить с 4,4 фунтов-силы на квадратный дюйм (около 0,3 атмосферы) до восьми фунтов-силы на квадратный дюйм (0,54 атмосферы). Проще говоря, высота в кабине снизилась таким макаром с обыденных для U-2 8,9 тыщи метров до 4,6 тыщи. На модернизацию U-2S издержали 8,7 миллиона баксов.

К слову, понижение высоты в кабине стало самым значимым, но не единственным конфигурацией конструкции Dragon Lady. Усовершенствованиям подвергалась и санитарная система самолета. А именно, поменялась конструкция оборудования сбора мочи, которая до этого время от времени давала протечки, вызывая коррозию окружающих железных частей конструкции самолета, а в очень редчайших случаях даже замыкание в оборудовании.

На покой

4 марта 2014 года министерство обороны США обнародовало проект военного бюджета на 2015 денежный год, в каком предлагается снять с вооружения все разведывательные самолеты U-2. По оценке военных, эксплуатация аппаратов обходится недешево (32 тыщи баксов за один летный час), а сами самолеты уже существенно устарели. Решение Пентагона поддержало командование ВВС США, объявив, что хочет использовать заместо U-2 стратегические разведывательные беспилотные летательные аппараты RQ-4 Global Hawk (цена часа их полета составляет 24 тыщи баксов).

С течением времени часть разведывательных функций U-2 передадут новым разведывательным беспилотникам RQ-180, летные тесты которых начались в конце 2013 года. В защиту U-2 выступила южноамериканская компания Lockheed Martin, которая до этого производила такие самолеты, а сейчас занимается их модернизацией и техническим обслуживанием. Предприятие ссылается на данные самих же ВВС, ранее заявлявших, что летательных аппаратов, владеющих разведывательными способностями Dragon Lady, в распоряжении США нет и в наиблежайшей перспективе не будет. Сегодняшние RQ-4 методом доработок сумеют сравняться с U-2 не ранее чем к 2020 году.

США спишут легендарные самолеты-разведчики U-2
RQ-4 на фоне заходящего на посадку TR-1B
Фото: ВВС США

С 2012 года южноамериканская компания Northrop Grumman по заказу ВВС США вела разработку «универсального адаптера полезной нагрузки» (UPA), который был должен позволить устанавливать на Global Hawk оптико-электронные системы EORS-2b и оборудование радиоэлектронной разведки ASIP самолетов U-2S. Военные планировали издержать на это 478 миллионов баксов, рассчитывая окончить разработку за три года, а потом в течение еще 2-ух лет оснастить UPA все беспилотники RQ-4. Но в ноябре 2013-го они отказались от проекта, сочтя его «нецелесообразным».

В свете будущих конфигураций в военном бюджете командование ВВС США возвратилось к идее оснастить Global Hawk полезной нагрузкой от U-2S, но конкретное решение о возобновлении проекта UPA пока не принято. Интересно, что ранее южноамериканские военные планировали вполне отрешиться от разработки RQ-4, списать все беспилотники этого типа и продлить срок службы U-2 само мало до 2023 года. Эти планы ВВС в конце 2012 года заблокировал Конгресс США, предписавший к тому же закупить три дополнительных разведывательных беспилотника.

Сейчас же командование американских ВВС разъясняет планы списания U-2 и подмены их беспилотными RQ-4 возможностью понизить возможное число утрат в возможных военных конфликтах и прирастить длительность получения принципиальной разведывательной инфы. Ведь Global Hawk могут находиться в воздухе до 36 часов. Важным фактором стало и существенное понижение цены эксплуатации RQ-4 — всего четыре года вспять цена часа полета Global Hawk составляла около 46 тыщ баксов. Конгресс США еще может запретить ВВС списывать стратегические самолеты-разведчики, но шансов на, что «Королева драконов» остается в строю, с каждым деньком становится меньше — в критериях жесткого сокращения военных расходов Пентагон хочет сосредоточиться на других, более приоритетных проектах.
Василий Сычев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,110 сек. | 12.43 МБ