Малые подводные лодки

Размещение стратегических баллистических ракет на подводных лодках началось в те годы, когда ни СССР, ни США не обладали ещё баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) с межконтинентальной дальностью стрельбы. Потому тогда подводные лодки были просто транспортным средством для доставки ракет ближе к целям, т.е. в зону досягаемости, что превращало ракеты с относительно маленький дальностью стрельбы в стратегическое орудие. Принципиальной особенностью ПЛ с БРПЛ в те годы был их высочайший уровень неуязвимости. Одна сторона не могла знать, где непосредственно находятся на этот момент времени подводные лодки другой стороны, вооруженные ракетами с ядерными боеголовками, и тем паче не могла убить их. ПЛ с БРПЛ были высокоэффективным орудием для нанесения гарантированного ответного удара, орудием надежного ядерного сдерживания. Но плавание в океанских просторах дело не обычное. Так 8 марта 1968 года наша подводная лодка «К-129» с баллистическими ракетами затонула в Тихом океане. Погибли 98 моряков. Были и другие различного рода трагедии и даже столкновения с южноамериканскими подводными лодками. Потому, когда в 1974 году в СССР была принята на вооружение 1-ая в мире БРПЛ с межконтинентальной дальностью стрельбы — жидкостная ракета Р-29 с забрасываемым весом 1,1 т и дальностью стрельбы 7800 км, появился естественный вопрос о необходимости хождения с межконтинентальными ядерными ракетами по морям и океанам. Но в те годы, в эру гонки вооружений, подобные вопросы управлением СССР не рассматривались. Основная задачка, которая ставилась перед разработчиками – сделать не ужаснее, а лучше лучше, чем у янки. Так и делали. О сложностях перевоплощения ПЛ из тс доставки ракет ближе к целям в атомную подводную лодку (АПЛ) с БРПЛ межконтинентальной дальностью стрельбы и дилеммах, возникающих перед разработчиками, которые старались сделать конструкцию не ужаснее, а лучше лучше, чем у янки, и о разработке новых образцов ПЛ ведает доктор технических наук, доктор Юрий Григорьев.

Малые подводные лодки

Ракеты подводного базирования (слева вправо): Р-29Р, Р-29РМ, Р-39, Р-29РМ «Синева» В КБМ (город Миасс) было создано семейство жидкостных ракет, в том числе уникальная ракета Р-29РМ (забрасываемый вес 2,8 т, дальность стрельбы 8300 км), принятая на вооружение в 1986 году. В 1983 году была принята на вооружение 1-ая в мире БРПЛ с 10 боевыми блоками – твердотопливная ракета Р-39 (забрасываемый вес 2,55 т, дальность стрельбы 8300 км), снаряженная амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС), обеспечивающей возможность старта в ледовой обстановке. Но в текущее время, когда мы в деятельном порядке, без всяких договоров убили всю твердотопливную морскую группировку и закончили строительство новых ПЛ под принятую на вооружение в 2007 году жидкостную ракету «Синева» и её модификацию ракету «Лайнер», вопрос о необходимости хождения с ядерными ракетами по морям и океанам встал с новейшей силой. Тем паче что в наиблежайшие годы ходить туда нам будет просто не на чем. Если в СССР строительство ПЛ занимало менее 2-ух лет, то в новейшей Рф ПЛ проекта 955 под ракету «Булава», строили 16 лет, а на боевом дежурстве её до сего времени не видно.

Малые подводные лодки

Р-29РМУ2 РСМ-54 Синева — баллистическая ракета подводных лодок За годы, оставшиеся до полного естественного устаревания и вывода из состава ВФМ последних, построенных в СССР подводных ракетоносцев проектов 667БДРМ, мы неспособны выстроить новейшую группировку, которую можно было бы противопоставить американской группировке подводных лодок типа Огайо. И дело не только лишь в наличии либо в отсутствии у Рф подводных океанских ракетоносцев, да и в нашем неблагоприятном географическом положении. США, Англия, Франция и Китай омываются морями, потому их подводные лодки с баллистическими ракетами имеют свободный выход в океан из бессчетных портов и баз, расположенных на побережье этих государств, и мы не имеем реальных способностей держать под контролем это. У нас только два выхода в открытый океан: Кольский залив и восточные порты, ну и они имеют затрудняющие выход узкости и проливы, а в критичной ситуации могут быть заблокированы противником. В обыкновенной ежедневной обстановке эти два выхода русских подводных лодок в океан контролируются южноамериканскими галлактическими и другими системами, осуществляется слежение за нашими подводными лодками и их сопровождение ударными атомными подводными лодками, противолодочной авиацией и надводными кораблями. Эту задачку в конце прошедшего столетия стали делать южноамериканские стационарные системы подводного наблюдения SOSUS, SURTAS, самолеты «Орион» (около 200 единиц), многоцелевые ПЛ, а позже глобальная система подводного наблюдения OUSS. Мобильные системы контроля DADS разворачиваются конкретно у баз наших ПЛ. При таком неизменном контроле за местонахождением наших ПЛ в случае отягощения обстановки при нанесении противником первого ядерного удара по местности нашей страны сразу будет нанесен удар и по нашим находящимся под неизменным контролем ракетным ПЛ, которые так и не успеют выполнить свою главную и основную задачку – нанесение сокрушительного ответного удара.

Малые подводные лодки

На данный момент систему SOSUS америкосы фактически законсервировали (из-за накладности) Потому в текущее время с новейшей силой встал вопрос о выборе рационального места старта наших морских стратегических ракет. По правде, если баллистическая ракета, запущенная с подводной лодки, находящейся у собственных берегов, может долететь до цели на другом материке на полчаса, то для чего необходимо в течение многих дней подвозить эту ракету ближе к цели либо гулять с нею по мировому океану. Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования отлично делают свои функции, находясь на своей местности. Пора и морские ракеты приучить к домашнему базированию. Самая основная ранее функция подводной лодки — быть транспортным средством для перевоплощения нестратегических ракет в стратегические, утратила всякий смысл. Логичнее стало вообщем никуда не выходить, а находиться на собственной местности либо поблизости ее, в собственных территориальных водах под надежной защитой. Что все-таки касается 2-ой функции подводной лодки — обеспечивать скрытность, то следует признать, что равномерно, с созданием разных систем обнаружения подводных лодок и контроля за их перемещением, делать эту функцию в океане будет все труднее. Появляется естественный вопрос, если перевозить по океанским просторам БРПЛ уже не требуется, а обеспечивать скрытность ПЛ в океане становится все сложнее, то для чего вообщем необходимы океанские подводные лодки с БРПЛ, эти большие подводные крейсеры умопомрачительной цены с атомными реакторами и сложнейшими системами? Для чего отлично обученные, тренированные экипажи совершают сложные трансатлантические подводные переходы? Неуж-то скрыть от другой стороны местопребывание наших баллистических ракет можно только находясь в океанских просторах, где угрозы поджидают нашу подводную лодку на каждом шагу и некоторому оказать экипажу помощь в кризисной ситуации, так как в текущее время присутствие ВМФ Рф в морях и океанах некординально. Разве нельзя сделать это как-нибудь поординарнее, не растрачивая большие средства на строительство подводных мастодонтов? Для Рф это важный вопрос. Думается, ответ на него может быть положительным, если отступить от сложившегося десятилетиями стереотипа, что баллистические межконтинентальные ракеты должны располагаться обязательно на подводных лодках и эти лодки, вооруженные БРПЛ, должны бороздить океанские просторы. А если не плавать в океане, то для чего необходимо 16-20 ракет на одной подводной лодке? Почему не строить мелкие ПЛ, к примеру на две ракеты? Согласно Контракта СНВ-1 (Статья IV, пункт 18) Любая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать:а) баллистические ракеты с дальностью выше 600 км, также пусковые установки для таких ракет для установки на плавучих средствах, в том числе на свободно плавающих пусковых установках, не являющихся подводными лодкамиб) пусковые установки баллистических и крылатых ракет для размещения либо закрепления на деньке океанов, морей либо внутренних вод и внутренних водоемов либо в его недрах, или подвижные пусковые установки таких ракет, перемещающиеся только в соприкосновении с дном океанов, морей либо внутренних вод и внутренних водоемов, также ракеты для таких пусковых установокТак как этим Контрактом, правда, уже устаревшим, размещение межконтинентальных баллистических ракет на кораблях, не являющихся подводными лодками, запрещено, то почему бы не располагать ракеты на малых подводных лодках, к примеру, с 2-мя ракетными шахтами, закрепленными горизонтально вне корпуса ПЛ, которые перед стартом инсталлируются в вертикальное положение. И плавали бы эти малые ПЛ в наших территориальных водах: реках, озерах и прибрежных районах. Таким ПЛ не необходимы ядерные реакторы, сложные гидроакустические системы, торпедное вооружение, большие аккумуляторные батареи, так как такая подводная лодка сумеет ходить в главном на дизелях, в том числе и в погруженном состоянии, получая воздух для дизелей и экипажа через шнорхель. Не нужен ей и тяжкий сверхпрочный корпус, рассчитанный на погружение в океане на сотки метров, так как наибольшая глубина погружения, даже аварийного, таковой подводной лодки будет значительно меньше. Ей не необходимы огромные скорости хода, как в подводном, так и в надводном положении, 3-5 узлов более чем довольно, чтоб тихо передвигаться от одной позиции к другой. Старт ракет делается только из надводного положения, что существенно упрощает конструкцию ракет и корабельных систем обслуживания. По команде предстартовая подготовка освобождается крепление шахт, и они под своим весом, делая поворот вокруг оси, расположенной выше центра масс, устанавливается в вертикальное положение, где и фиксируется. Точность вертикального положения и качка для БРПЛ значения не имеют.

Малые подводные лодки

БРПЛ Булава Старт ракет может выполняться на стоянке, также и на ходу, если глубина фарватера позволяет развернуть шахты. Таковой подводной лодке не будет нужно массивная и непростая навигационная система, довольно приемника системы «Глонасс». Не считая того геодезическая привязка мест стоянок может быть произведена заблаговременно, а для навигационного обеспечения ракетного комплекса во время передвижения на берегах реки могут быть установлены реперы, дозволяющие корабельной системе в процессе движения обнулять накапливающиеся ошибки координат места. При таком неплохом навигационном обеспечении ракета может быть значительно облегчена, так как ей уже не будет нужно система корректировки линии движения полета ракеты по звездам (асторокоррекция), созданная для обеспечения высокоточного попадания боеголовок ракеты в цель при значимом накоплении ошибок навигационной системы ПЛ в процессе долгого нахождении в подводном положении. Для дополнительной маскировки малой ПЛ, её оперативного вещественного обслуживания и удобства экипажа могут быть построены надводные суда, которые снаружи должны смотреться как обыденные речные суда либо баржи разного типа, но в кормовой части быть по существу катамаранами, чтоб малая ПЛ в полупогруженном положении могла подойти к судну с кормы, пройти под его днищем и закрепиться там, а рубка ПЛ оказалась бы при всем этом в надстройке судна. В таком положении судно и ПЛ могли бы находиться и при движении, и на стоянках. При всем этом в самой ПЛ будут нести боевое дежурство несколько членов экипажа, а другие в это время сумеют отдыхать на надводном судне. Никакими галлактическими средствами и даже агентурным наблюдением с берега нереально будет зафиксировать наличие либо отсутствие подводной лодки под судном, а подобных по внешнему облику судов можно настроить довольно много для выполнения бессчетных задач штатского судоходства. Зимой малые ПЛ могут вмораживаться в лед либо в надводном либо в полупогруженном положении, когда снаружи будет находиться только рубка. Для старта ракет зимой из подводной лодки, вмороженной в лед в надводном положении, все происходит как летом, так как вмораживается только корпус, а под шахтами льда нет. При старте из полупогруженного положения лед взламывается и крошится взрывными устройствами либо другим методом, после этого контейнеры с ракетами переводятся в вертикальное положение. Эта процедура несколько прирастит время предстартовой подготовки, что для ответного удара полностью допустимо. Следует увидеть, что эксплуатация малых ПЛ в зимнее время это более непростая неувязка, так как в нашей северной стране сильно мало незамерзающих водоемов. Может быть, что из-за этого окажется более целесообразным создавать малые ПЛ в виде катамаранов с одной шахтой, что дозволит проще решать вопросы отсутствия льда в зоне нахождения шахты с ракетой. Но это уже вопросы реального проектирования. Вдоль побережья реки (озера) могут быть оборудованы бессчетные места стоянки малых ПЛ. По существу это просто закрытые навесы, разглядывая которые с земли либо из космоса нереально решить есть там ПЛ либо нет. Некие из таких навесов могут быть оборудованы проводными системами связи с береговым командным пт, а другие будут просто пустышками, созданными для дезориентации противника. Держать под контролем из космоса местопребывание таковой малой ПЛ при развертывании особых систем маскировки и защиты фактически нереально. Неверные стоянки, огромное количество макетов рубок подводных лодок, передвигаемых по реке, а зимой вмороженных в лед, радиомолчание, потому что обоесторонняя связь на стоянке будет осуществляться только по кабелю, малая заметность в инфракрасном диапазоне, так как проточная речная вода уносит тепло, и огромное количество других решений позволят сделать этот ракетный комплекс фактически неуязвимым. Следует учитывать и наличие участков больших скалистых берегов на сибирских реках, что может служить хороший природной защитой от боеголовок межконтинентальных баллистических ракет, так как эти боеголовки подходят к цели под маленьким углом к горизонту (около 25 градусов), также крылатых ракет, которые для поражения цели обязаны будут на конечном участке полета подлетать к ней вдоль реки, где они более уязвимы. Создание малых ПЛ это не фантазия, а настоящая неизбежность, так как в критериях сегодняшней разрухи в нашей оборонной индустрии и в науке грезить о том, как мы в наиблежайшие годы настроим огромное количество ПЛ проекта 955 с ракетами «Булава», имеющими забрасываемый вес всего 1,15 т, т.е. меньше чем у издавна снятого с вооружения южноамериканского «Трайдета-1», завоюем тем океанские просторы и покажем янки «кузькину мать», как говаривал когда-то незабываемый «Никита», вот это вправду фантазия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: