
С самого начала Североафриканской кампании Вермахта со стороны солдат-артиллеристов начали поступать жалобы. Бойцы были недовольны природными критериями театра военных действий. Часто приходилось вести войну на песочных равнинах. Для танков и самоходок это было нестрашно. Но для буксируемых орудий песочные поля были истинной неувязкой. Пушки и гаубицы с колесным ходом имели недостаточную проходимость, из-за чего очевидная переброска батареи иногда преобразовывалась в суровую и тяжелую операцию.
До определенного времени командование не направляло внимания на эту делему. Позже ситуация поменялась, что в 1942 году привело к возникновению увлекательной бронемашины. В мае 1942 года военно-политическое управление нацистской Германии потребовало сделать новейшую самоходную артустановку с орудием калибра 150 мм. Целью приказа было обеспечение корпуса «Африка» самоходным орудием, способным нормально работать в сложных критериях северной части Темного материка. Скоро обусловились с ходовой частью, вооружением и подрядчиками проекта.
За базу для новейшей самоходки взяли французский бронетранспортер Lorraine 37L. До оккупации Франции было выпущено более 6 сотен этих легких бронемашин, приблизительно половина из которых попала в руки к германцам. БТР «Лоррэн» оснащался двигателем внутреннего сгорания Dale Haye 103 TT мощностью 70 лошадиных сил. При боевой массе начальной машины в 5,2 тонны этот мотор обеспечивал сносную удельную мощность, хотя и не особо огромные ходовые характеристики. Так, наибольшая скорость по шоссе не дотягивала даже до 40 км в час. Невелик был и припас хода французского бронетранспортера – 130-140 км. Бронированный корпус Lorraine 37L не обеспечивал высочайший уровень защиты. Лобовой лист шириной в 16 мм и борта по девять можно признать только противопульной броней.

Разумеется, что БТР «Лоррэн» мог делать только вспомогательные функции. Кандидатурой им могло стать применение в качестве орудия, созданного для стрельбы с закрытых позиций. Фактически говоря, слабенькая защита ходовой части Lorraine 37L и стала предпосылкой того, что новейшую самоходку решили оснастить орудием типа гаубица. 15 cm schwere Feldhaubitze 1913 (15-сантиметровая томная полевая гаубица эталона 1913 года) либо сокращенно 15 cm sFH 13 успела повоевать еще в Первую Мировую. После ее окончания часть гаубиц 15 cm sFH 13 была передана Нидерландам и Бельгии в качестве репараций. Все же, несколько сотен орудий остались у Германии. До 1933 года их кропотливо скрывали. С приходом к власти Гитлера была начата разработка новейшей гаубицы такого же калибра, а саму 15 cm sFH 13 выслали на склады. Гаубица имела ствол длиной в 14 калибров, что в купе с огромным калибром позволяло вести огнь на дистанции до 8600 метров. Установленная на родном лафете система наведения орудия обеспечивала склонение ствола до -4° и возвышение до +45°. Не считая того, имелась возможность горизонтальной наводки в границах сектора шириной в девять градусов. Предпосылкой выбора конкретно этой гаубицы стало огромное количество сохранившихся на складах экземпляров. Отправлять их на Восточный фронт посчитали нецелесообразным, потому использовали для сотворения экспериментально-боевой самоходки.

Фирме Alkett поручили создать бронированную рубку для новейшей САУ и всю технологию производства машины. На грузовую платформу Lorraine 37L установили бронированную рубку без крыши. Она собиралась из прямолинейных катаных броневых панелей шириной в 10 мм (лоб и щит орудия), 9 мм (борта) и 7 мм (корма). При разработке бронерубки пришлось учесть массу вещей. Малый ее размер ограничивался длиной отката гаубицы. Наибольший, в свою очередь, влиял на общую массу самоходки и ее центровку. В конечном итоге был собран железный короб, задняя часть которого выходила за границы кормы шасси. Скооперировать технические ограничения и удобство работы 3-х человек экипажа другим методом не представлялось вероятным. Невзирая на все усилия конструкторов Alkett, серьезно «пострадал» боекомплект. В рубке САУ удалось расположить только восемь снарядов. Остальное предполагалось транспортировать на вспомогательных машинах. Шасси «Лоррэн» оснастили не только лишь рубкой и орудием. На крыше ходовой части, перед рубкой, установили опору для ствола, на которую он опускался в походном положении. Следствием установки опоры стала невозможность опускать ствол ниже горизонтального положения. Не считая того, боевая масса самоходки, выросшая до восьми с половиной тонн, не обеспечивала действенного гашения отдачи выстрела. Из-за этого пришлось установить на корму шасси особый откидываемый упор. Перед стрельбой экипаж опускал его и упирал в землю. Эта особенность ведения огня привела к тому, что САУ со 150-мм гаубицей, невзирая на способности по наведению орудия, не могла стрелять на ходу.
Германский завод Alkett стремительно совладал с заданием и выслал в Париж заказанные Вермахтом три 10-ка рубок с гаубицами. Там их установили на шасси Lorraine 37L. В июле 42-го года все 30 самоходок, получивших обозначение 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschuetzwagen Lorraine Schlepper (f) либо SdKfz 135/1, были высланы в Африку. Через месяц корпус Роммеля получил еще семь новых САУ. На фронте SdKfz 135/1 проявили всю неоднозначность проекта. Дело в том, что не плохая огневая мощь 150-миллиметровой гаубицы стопроцентно компенсировалась малой скоростью, слабенькой защитой и маленьким весом самоходки. Например, в итоге «отскока» САУ из-за отдачи часто повреждались гусеницы машины либо ее подвеска. Все же, САУ SdKfz 135/1 признали быстрее успешной, ежели нет. В связи с эти в следующие месяцы было собрано еще несколько партий самоходных гаубиц. Всего было изготовлено 94 такие машины.


Во время Североафриканской кампании САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschuetzwagen Lorraine Schlepper (f) служили в составе 21-й танковой дивизии, в ее батальоне бронированной артиллерии. По нраву внедрения гаубиц можно представить особенности боевой работы самоходок. Не считая того, SdKfz 135/1 не стали известными и из-за малого количества сделанных экземпляров. Все оставшиеся до поражения Германии в Африке месяцы артиллеристы 21-й танковой дивизии занимались тем, что выходили в данный район, «по-гаубичному» обстреливали противника и уходили домой. Некая часть самоходок была уничтожена авиацией и танками союзников, часть досталась британцам в качестве трофеев. Те САУ SdKfz 135/1, которые не попали в Африку, позже использовались германцами для обороны в Нормандии. Во время пришествия союзников большая часть оставшихся самоходок была уничтожена, а другие поняла участь трофеев. Каких-то приметных случаев в боевой биографии SdKfz 135/1 не было, потому эта САУ больше известна не победами, а увлекательным внешним обликом с соответствующим «коробом» бронированной рубки.




По материалам веб-сайтов:
http://rusmed-forever.ru/
http://ursa-tm.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://operationoverlord.net/
http://passioncompassion1418.com/