Германский танк VK1602 «Леопард»

Немецкий танк VK1602 «Леопард»

Официальное обозначение: Gefechts Aufklater VK 1602
Другое обозначение: “Leopard”
Год постройки первого макета: сентябрь 1942 г.
Стадия окончания работ: остался на уровне макета.

Единственный в своём роде танк, созданный для ведения разведки боем, был сотворен по заказу бронетанковых сил германской армии. В 1941 году была выдана спецификация на разведывательный танк, снаряженный усовершенствованным бронированием и поболее массивным вооружением, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.F. На самом деле, предлагалось создать усовершенствованный вариант танка VK 1601, заимствовав от него элементы ходовой части. От разработчиков требовалось выстроить быстроходный танк легкого типа (Gefechtsaufklarung), способный вести разведку в томных боевых критериях. Отсюда вытекали надлежащие требования к бронированию, которые выдвигались даже во вред ходовым качествам. Проект получил обозначение VK 1602.

Ждя скорого ввода в строй новых танков вермахт уже в 1941 году запланировал их серийное создание. Согласно Panzerprogramm 41 к декабрю 1943 года предстояло выстроить 105 машин, а в 1944 году – ещё 150. По другим данным полное количество заказанных разведывательных танков оценивается в 339 экземпляров.
Окончательный вариант технического задания был выдан в марте 1942 года фирмам MIAG и Daimler-Benz. Первой из их предстояло выстроить шасси, а 2-ая занималась разработкой башни нового типа. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: “легкая” массой порядка 18 тонн и “тяжелая” массой 26 тонн.

Немецкий танк VK1602 «Леопард»

Предполагалось, что работы будут завершены к октябрю, но война занесла свои коррективы.
Поступающие с Восточного фронта донесения не оставляли колебаний, что главным русским танком в боях 1942-1943 гг. будет средний Т-34. Установленная на нём 76,2-мм пушка Ф-34 свободно поражала германские средние танки с хоть какой дистанции, так что разработку “легкой” версии летом 1942 года закончили, сосредоточив усилия на “тяжелой”.

Бесспорное воздействие на создание формы корпуса оказали как тесты трофейных “тридцатьчетверок”, так и работы по танкам серии VK 3002 – будущим “пантерам”. Корпус опытнейшего эталона VK 1602 имел стопроцентно сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона (верхний — 50°) и имели толщину 50 мм. Борта и корма корпуса изготовлялись из 30 мм брони, крыша и днище – 20 мм. Сборка корпуса была традиционной для германских танков того периода. В фронтальной части располагалась коробка, за которой находились органы управления, приборы. Место механика-водителя было у левого борта, а справа расположили радиостанцию и место для радиста. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, где находились места для командира и заряжающего, также боекомплект. На танке была запланирована установка радиостанций типа FuG 5 либо FuG 8, и 30-Вт передатчика FuG 8.

В задней части устанавливался бензиновый 12-цилиндровый движок Maybach HL157P мощностью 550 л.с. вентилятор, масляный и топливный баки. Движок оснащался двойным карбюратором Solex, стартером Bosch BNG и генератором Bosch GTLN. При расчетной массе 26 тонн удельная мощность равнялась 21,1 л.с. на тонну веса.
Коробка включала сцепление с помощью гидромуфты, ручную коробку переключения передач (обеспечивавшей 8 скоростей движения вперед и 1 вспять) типа Maybach, главный фрикцион и бортовые передачи.
Разработанная компанией Daimler-Benz двухместная башня, обладавшая бронированием шириной 20-50 мм и маской орудия типа “кабанья голова”, была признана очень успешной. В ней устанавливалась 50-мм пушка KwK 39/1 с длиной ствола 60 калибров и один 7,92-мм пулемет MG34 либо MG42.

Немецкий танк VK1602 «Леопард»

Ходовая часть VK 1602 практически на сто процентов соответствовала танку VK1601. В ней применялось по 5 опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке, и фронтальное размещение ведущих колес. С
хожая схема отлично оказывала влияние на таковой показатель, как удельное давление на грунт. Вобщем, в критериях бездорожья Восточного фронта схожее преимущество оборачивалось недочетом из-за неизменного забивания грязюкой места меж катками. В целях улучшения проходимости ширину гусеничных траков довели до 360 мм, хотя в забугорных источниках можно повстречать цифру 650 мм (!). Опорные катки оснащались персональными торсионами с применением амортизаторов на последних узлах подвески. Длина опорной поверхности гусениц составила 3475 мм, ширина колеи — 2430 мм, удельное давление на грунт — 0,58 кмсм.кв.

Макет танка VK 1602 был готов в июне 1942 года. К тому времени ему было присвоено официальное заглавие “Leopard” – утверждается, что имя новенькому танку отдал доктор Порше, который управлял тогда работой танковой комиссии. В любом случае VK 1602 стал первой боевой машиной, которой было присвоено "животное" заглавие. Постройку первого макета окончили уже к 1 сентября, но компания Daimler не успела к этому сроку поставить башню, потому сначала испытательного цикла VK 1602 оснащался башней от танка Pz.Kpfw.II Ausf.G без вооружения.

Немецкий танк VK1602 «Леопард»

Тесты VK 1602, проводившиеся в течении 2-ой половину 1942 года, проявили его приемущество над главным разведывательным танком “Luchs” (Sd.kfz.123). При схожих геометрических размерах новенькая машина обладала наилучшей защищенностью, но говоря уже о вооружении. Ходовые свойства также полностью соответствовали предъявленным требованиям. Можно сказать, что германским конструкторам удалось сделать уменьшенную копию “пантеры”, и всё же серийное создание VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось.

Обстоятельств для закрытия проекта было несколько. Как это ни удивительно, вермахт посчитал боевую массу в 21500 кг очень большой для танка такового типа. Естественно, если ассоциировать VK 1602 с “Luchs” этот показатель будет не в его пользу, но не нужно забывать, что толщина брони у нового танка была практически в два раза больше. Прибавьте ещё к этому более томную пушку с боекомплектом.

Вторым, более весомым поводом для закрытия проекта VK 1602, послужило мировоззрение, что при имеющемся соотношении “броня-вооружение” этот танк будет не много эффективен в бою против Т-34 либо аналогичного ему танку.
Летом 1942 года компания Daimler-Benz попробовала продлить жизнь этого проекта, предложив модель VK 2801 с усиленным бронированием и новыми движками. На выбор предлагались последующие варианты с дизельным DB 813 (450 л.с.), также бензиновыми Maybach HL 230 (700 л.с.) и МВ 507 (600 л.с.), но вермахт уже приметно охладел к идее очень бронированного быстроходного разведывательного танка.

Компания Rheinmetall также подразумевала использовать шасси VK 1602 как базу для 105-мм leFH18 самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был сделан только древесный макет.

Официально программка развития VK 1602 и его вариантов была закрыта в мае 1944 года, а единственный макет был разобран на металл. От всего проекта для последующих работ была оставлена только башня, которая потом перешла на тяжкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 “Puma”.

Тактико-технические свойства

VK1602 Leopard

Вес: 21900кг
Экипаж: 4 человека
Движок: Maybach HL 157P
12 цилиндров
550л.с.
Скорость: Дорога: 50-60км/ч
Длина: 4,74 либо 6,45м
Ширина: 3,10 либо 3,27м
Высота: 2,60 либо 2,80м
Вооружение: 50мм KwK 39/1 L/60
1 x 7,92мм MG34
Боезапас: 50мм — 50 выстрелов
7,92мм — 2400 выстрелов
Броня: 20-80мм

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 71 | 0,349 сек. | 12.56 МБ