Задача урока: на основе повторения материала о значении нервной системы в организме выяснить основные правила ее гигиены.
Оборудование. Демонстрационный материал: таблица «Вред алкоголя» (самодельная или взятая из Института санитарного просвещения); живое животное — еж, черепаха, кролик или морская свинка.
План урока
1. Проверка знаний. Высшая нервная деятельность.
Уплотненный опрос.
2. Изучение нового материала в связи е повторением.
Значение состояния нервной системы для нормальной деятельности организма.
Беседа с включением элементов рассказа.
Защитная роль торможения. Гигиена физического труда. Гигиена умственного труда. Значение режима дня. Физиология труда.
Вред алкоголя и никотина.
Рассказ.
Проведение урока
Для экономии времени целесообразно провести проверку знаний путем уплотненного опроса. Двое учащихся получают задания изобразить на доске, один — схему оборонительного условного рефлекса, а второй — схему условного двигательного рефлекса на слово «встаньте». Третий учащийся должен проанализировав поведение животного, обнаружив условные оборонительные, пищевые и другие рефлексы. Пока эти учащиеся готовятся к ответам, четвертый ученик рассказывает о высшей нервной деятельности Человека, Включая сюда и материал о зависимости сознания от функции коры больших Полушарий.
Учащимся, выполняющим графические задания, и всему классу ставятся дополнительные вопросы: какие вы можете привести примеры влияния сознания человека на условные и безусловные рефлексы? Ребенок плачет при виде человека в белом халате. Как выработался такой рефлекс? Как его затормозить? При инсульте (кровоизлияние в определенную область коры больших полушарий) человек потерял способность говорить, хотя понимал все ему сказанное и мог писать. В какой области коры у него кровоизлияние? Какой более общий вывод можно сделать из этого факта? Каким условным рефлексом является выделение желудочного сока и слюны при разговоре о вкусной пище? А при виде красиво накрытого стола? Какие данные физиологии вы можете использовать для опровержения утверждения о существовании у человека «души»?
Знакомство с новым материалом проходит путем беседы по вопросам: каково значение нервной системы в деятельности организма? Почему состояние нервной системы важно для нормального состояния организма? Почему переутомление нервной системы влечет за собой расстройство многих жизненных функций? Укажите примеры.
Учитель рассказывает об опытах ученицы И. П. Павлова М. К. Петровой над собаками. У части собак вызывалось постоянное перенапряжение нервной деятельности, это привело их
к преждевременному старению и более ранней смерти. Контрольные же собаки, которые вели нормальный, активный образ жизни, жили долго. Учащиеся подводятся к выводу о значении для всего организма охраны нервной системы от утомления и переутомления. Теперь учитель останавливается на защитной роли торможения, охраняющего нервную систему. Для выяснения правил гигиены физического труда ставятся следующие вопросы: почему однообразная работа способствует быстрому наступлению утомления? Какое значение для преодоления быстрого утомления имеет ритм и в чем может выражаться рационализация труда у рабочего за станком? Какой должна быть производственная гимнастика для сборщиц часов? Чем полезна смена физического труда и умственного? Каким должен быть режим дня для учащегося VIII класса? Укажите, какое имеет значение выполнение режима дня. Что должно быть обязательно предусмотрено в правильном режиме дня? Учитель, если это будет возможно, использует примеры из жизни учащихся данного класса.
Коснувшись вопросов, которыми занимается физиология труда,— влияние обстановки труда, рационализация движений, смена движений, учитель обращает внимание учащихся на большую роль интереса к работе. При большой заинтересованности у человека повышается возбудимость коры, особенно тех участков, которые активно участвуют в данной деятельности. Другие участки при этом сильно тормозятся, и поэтому работа выполняется быстрее и лучше. Наступление утомления при этом происходит медленнее.
При обсуждении вопроса об отдыхе учитель останавливается на видах активного отдыха и его значении, используя примеры из биографии выдающихся людей. В последней части урока учитель в яркой форме, используя таблицы, раскрывает вред алкоголя и никотина, приносимый нервной системе и всему организму.
Задание на дом: статья учебника «Гигиена нервной системы»; подготовить ответы из рубрики под знаком «!» из всех статей учебника по данной теме. Одному ученику подготовить сообщение на тему «Физиологическая основа сна» (история изучения сна, опыты И. П. Павлова, методы изучения сновидений).