Ангел-предохранитель

Ангел-предохранитель
Авиакатастрофа 1961 года и другие инциденты с ядерным орудием в США

Власти США рассекретили данные о падении стратегического бомбовоза B-52G Stratofortress с 2-мя водородными бомбами Mark 39 mod 2 на борту в Северной Каролине в 1961 году. Судя по отчету, составленному еще в 1969 году, одна из бомб фактически готова была подорваться, и только волшебство выручило огромную часть Восточного побережья США от радиационного поражения. Вообщем, разные аварийные ситуации со стратегическим орудием происходили в США много раз, при этом само мало в 5 случаях страна подвергалась самой истинной ядерной опасности.

Инцидент в Голдсборо

В ночь с 23-го на 24 января 1961 года южноамериканский стратегический бомбовоз B-52G Stratofortress в рамках операции Coverall по отработке завышенной боевой готовности стратегических подразделений вооруженных сил США делал патрулирование побережья. Над городом Голдсборо в Северной Каролине бомбовоз был должен дозаправиться в воздухе, но при сближении с танкером командир самолета нашел утечку горючего из топливного бака правой консоли крыла. Было принято решение о прекращении дозаправки.

Наземный центр управления полетом отдал указание командиру B-52G взять курс к побережью и находиться в воздухе прямо до полного исчерпания припасов горючего, но скоро обнаружилось, что утраты горючего возросли и за три минутки составили 17 тонн. Бомбовоз получил приказ входить на посадку на аэродром около Голдсборо. При понижении самолет начал разрушаться, и экипажу было приказано покинуть падающий бомбовоз. 5 членов экипажа выжили, один умер при приземлении с парашютом и еще двое — при падении самолета: они не смогли выкарабкаться из B-52G в воздухе.

Разрушение бомбовоза началось на высоте приблизительно 3-х тыщ метров. При всем этом из него выпала 1-ая ядерная бомба Mark 39 mod 2, а на высоте 610 метров — 2-ая. Одна из их свалилась в болотистой местности и глубоко зарылась в грунт, а другая на сработавшем парашюте опустилась на землю без повреждений. За следующие некоторое количество дней район падения кропотливо прочесали. От бомбы, упавшей в болотистой местности, нашлись несколько деталей, тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени.

Так как место предполагаемого падения бомбы повсевременно подтоплялось грунтовыми водами, поиски остатков боеприпаса скоро пришлось закончить. Позже в целях безопасности инженерные войска США выкупили участок, на котором находятся остатки Mark 39 mod 2. Бомбу, опустившуюся на парашюте, оперативно вывезли для обследования и восстановления. В целом это вся информация, которая была известна об инциденте до ближайшего времени.

Ангел-предохранитель

Макет бомбы Mark 39 mod 0

Фото: Государственный музей ВВС США

20 сентября 2013 года газета The Guardian написала о том, что США рассекретили отчет о расследовании инцидента с бомбами в Голдсборо. Копию отчета получил журналист Эрик Шлоссер, пишущий книжку о гонке ядерных вооружений и развитии ядерного орудия. Документы попали к журналисту в рамках южноамериканского закона о свободе распространения инфы; с ними можно ознакомиться на веб-сайте The Guardian.

Сначала на веб-сайте английского издания был размещен только материал о падении бомб в Северной Каролине. Он описывал и без того известную последовательность событий, но открывал один неведомый доныне факт. Системы предохранения бомбы, спускавшейся на парашюте, отключались в поочередном боевом порядке. Всего в боеприпасе их было установлено четыре; к моменту приземления три успели отключиться. По данным газеты, для взрыва бомбы мощностью четыре мегатонны был должен сработать последний, низковольтный переключатель, но этого не случилось.

Спустя несколько часов после публикации первого материала The Guardian выложила копию отчета, приготовленного в 1969 году Паркером Джонсом, начальником отдела ядерной безопасности Сандийских государственных лабораторий. Интересно, но в этом документе утверждается, что бомба была вооружена шестью предохранительными механизмами, 5 из которых переключились в боевое положение. Предохранители отключались по мере понижения бомбы, начиная с момента раскрытия парашюта. При всем этом мощность бомбы в отчете заявлена уже на уровне 24 мегатонн (это в 1200 раз больше мощности бомбы «Малыш», сброшенной на японский город Хиросиму в августе 1945 года).

В заключении Джонс написал: «Один обычный низковольтный переключатель оказался меж Соединенными Штатами и масштабной катастрофой!» Спец также отметил, что бомбы Mark 39 mod 2 в силу особенностей их конструкции следует отстранить от роли в операциях по воздушному патрулированию, так как при падении B-52 они могут выпасть из бомбовоза, как при обыкновенном сбросе, а означает, окажутся приведены в боевое состояние. «Еще один вывод: бомба Mk 39 mod 2 могла взорваться», — снова отметил Джонс.

По оценке военных, в случае если б ядерный заряд сработал, под радиационное поражение попала бы большая часть Восточного побережья США, включая Вашингтон, Балтимор, Филадельфию и New-york. Какой конкретно инфы, обнародованной The Guardian, следует веровать, неясно. Дело в том, что нареченная Джонсом мощность бомбы — 24 мегатонны — не соответствует ее типу, упомянутому в том же отчете. Бомбы Mark 39 выпускались в США с 1957-го по 1966 год в 3-х версиях: mod 0, mod 1 и mod 2. Отличия меж версиями были только конструктивные: количество систем защиты, также принцип инициации (в воздухе либо при контакте с землей).

Ангел-предохранитель

Бомба Mark 15 mod 1

Фото: globalsecurity.org

Согласно открытым источникам, мощность двухфазных бомб, сделанных по схеме Теллера-Улама, составляла 3,8 мегатонны. Упрощенно, схема Теллера-Улама предполагает детонацию в два шага: на первом происходит подрыв первичного заряда, энергия от которого по специальному каналу передается вторичному. Детонация вторичного заряда дает больший выход энергии. Таким макаром, в отчете ошибочно указаны или мощность бомб, упавших в Голдсборо, или их тип. В 1961 году на вооружении США стоял только один тип ядерных бомб мощностью около 25 мегатонн: Mark 41. Они выпускались серийно с 1960-го по 1962 год.

На грани вымирания

Падение бомб в Голдсборо — не единственный случай, когда территория США оказывалась под опасностью ядерного поражения. По официальным данным, с 1950-го по 1968 год в США вышло около 700 разных инцидентов с 1250 южноамериканскими ядерными боеприпасами разных типов. При всем этом, по данным министерства обороны США, с 1950-го года было зафиксировано 32 аварийных происшествия со стратегическим орудием. Само мало 5 из их могли окончиться ядерным взрывом.

Идет речь не о очевидной потере ядерных боеприпасов в итоге трагедии, как это, к примеру, вышло в феврале 1958 года в штате Джорджия. Тогда в воздухе столкнулись бомбовоз B-47 Stratojet и истребитель F-86 Sabre. На борту бомбовоза, упавшего после столкновения (пилоты катапультировались), находилась бомба Mark 15 mod 0 мощностью около 3-х мегатонн. Она выпала из самолета в районе острова Тайби-Айленд и так и не была найдена. Позже, в 1964 году, в Фростбурге в Мэриленде бомбовоз B-52 с ядерными бомбами на борту попал в зону сильной турбулентности и развалился в воздухе. Бомбы скоро были обнаружены и вывезены с места падения самолета.

Схожих случаев история южноамериканского ядерного орудия знает огромное количество. Но в первый раз США оказались перед реальной опасностью ядерного взрыва на собственной местности 13 июля 1950 года. Тогда бомбовоз B-50 Superfortress, вылетевший с авиабазы «Биггс» под Лебаноном в штате Огайо на учения с ядерной бомбой на борту, растерял управление и свалился неподалеку от места взлета. Осколки самолета зажглись, в огне оказались и оснащенные ядерные бомбы. В 1986 году жадное описание этого происшествия было обнародовано Научно-исследовательским институтом радиобиологических исследовательских работ вооруженных сил США (AFRRI).

2-ой раз атомный взрыв чуть не произошел 22 мая 1957 года, когда бомбовоз B-36 Peacemaker перевозил термоядерную бомбу с авиабазы «Биггс» на базу «Киртлэнд» в Нью-Мексико. При подлете к конечной точке маршрута бомба, тип которой так и не был назван, выпала из самолета. Боеприпас свалился в 7 километрах от контрольно-диспетчерского пт авиабазы «Киртлэнд» и всего в 500 метрах от склада ядерного орудия «Сандия». При падении детонировало обыденное взрывчатое вещество бомбы, которое в обычных критериях инициирует детонацию плутониевого ядра. Ядерного взрыва не вышло, но на месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 метра и поперечником 7,6 метра.

Ангел-предохранитель

Макет бомбы Mark 6

Фото: Государственный музей ВВС США

Случай, произошедший 27 июля 1956 года, не был связан с перевозкой ядерного орудия. Тогда бомбовоз B-47 сам свалился на хранилище стратегических бомб Mark 6 (эти бомбы выпускались в версиях мощностью восемь, 26, 80, 154 и 160 килотонн). Согласно оперативной сводке ВВС США, при падении осколки самолета разрушили хранилище, сбили со щитов три бомбы. Потом прогремел взрыв горючего в баках B-47, которое разлилось по 6 бомбам. Один из саперов, работавших на месте происшествия, указал в отчете, что на одной из бомб в момент падения B-47 были установлены детонаторы и «это волшебство, что она не взорвалась».

11 марта 1958 года бомбовоз B-47, вылетевший на патрулирование с авиабазы «Хантер» недалеко от городка Саванна в Джорджии, из-за проблем в бомбоотсеке случаем скинул атомную бомбу. Она свалилась на дом, после этого в бомбе сработало обыденное взрывное устройство, служившее запалом для плутониевого ядра. Последнее не детонировало. В итоге этого происшествия несколько человек получили ранения. Подробности инцидента неопознаны до сего времени. Это событие вышло спустя всего месяц после столкновения B-47 и F-86 в воздухе над Джорджией.

Перечисленные случаи — официально известные факты, когда только волшебство отделяло США от далековато не испытательных ядерных взрывов. Обо всех ли схожих инцидентах на сей день понятно общественности, можно только гадать. В последний раз Пентагон официально открывал данные о происшествиях с ядерным орудием в 1986 году, при этом обнародованные сведения были очень жадны и подробностей происшествий не содержали.

После падения бомбовоза B-47 в 1958 году в США было зафиксировано еще огромное количество больших происшествий с ядерным орудием. К примеру, в 1961 году недалеко от Юба-Сити в Калифорнии свалился бомбовоз B-52 с 2-мя ядерными бомбами на борту. Предохранители на бомбах не отказали; боеприпасы не взорвались невзирая на падение и пожар. В 1980 году в Дамаске в Арканзасе прогремел взрыв разлившегося горючего ракеты Titan-II во время ее технического обслуживания. Выброшенная взрывом боеголовка W53 мощностью девять мегатонн свалилась в 30 метрах от шахты. Но в этих случаях, невзирая на их масштабность, ядерной опасности для США все таки не было.
Василий Сычев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,353 сек. | 17.99 МБ