Ночь героев

Ночь героев

Инженер

Последнюю мирную ночь доктор Барнс Уоллес провел в собственном особняке в Эффингеме, а с утра, как и все англичане, услышал достаточно необычную речь Чемберлена. Что в состоянии сделать он, авиаконструктор конторы Виккерс, чтоб уменьшить войну? Уникальные идеи одна за другой посещали его голову. Уоллес задумывался, ГДЕ и КАК бомбардировка может нанести критичный вред Германии. Военные производства рассредоточены, их нельзя убить одним махом с воздуха. Но, может быть, есть главные точки?

Угольные шахты! Штреки и туннели в сотках метров под землей неуязвимы. Бомбы сумеют обрушить только ствол шахты, вкупе с подъемником, но разрушения можно стремительно вернуть.
Нефть! Нефтяные прииски Плоешти вне зоны деяния британских самолетов. Германские производства эрзац-бензина многочисленны и отлично защищены. Тоже непонятная цель.
Гидроэлектростанции — "белоснежное золото"! В Германии стоят 3 дамбы — Мён, Эдер и Зорпе. Все в Рурском промышленном районе, они вполне обеспечивают водой и энергией этот большой промышленный комплекс. Германской индустрии требуется 8 тонн воды для производства 1 тонны стали.

Дамба Мён образует озеро, поддерживая уровень воды таким, чтоб баржи с рудой и углем могли свободно подходить к заводам. Объем озера — более 130 миллионов тонн воды. Дамба Эдер запирает одноименную реку, создавая водохранилище Эдер. Зорпе образует озеро на притоке Рура.
Плотины колоссальны. Мён шириной 34 метра у основания и 8 метров на гребне, имеет высоту 40 метров. 500-фунтовая бомба чуть поцарапает бетон. Более высокопрочна дамба Зорпе, хотя она сложена из грунта. Два больших земельных кургана укреплены в центре бетонной стенкой.
Прорыв дамб не только лишь убьет ГЭС и лишит фабрики воды и электроэнергии. Большие массы воды понесутся вниз в равнины, сметая на собственном пути автобаны, мосты, стальные дороги.

Большие дамбы нельзя разрушить обыкновенными авиабомбами. Даже при прямом попадании нужен большой заряд взрывчатки (по расчетам до 30 тонн), ни один из имеющихся бомбардировщиков RAF не подымет таковой боеприпас. Но надобную мощность заряда можно конструктивно уменьшить, хорошо расположив его в пространстве.

Во-1-х, весь объем воды, запертой в водохранилище, давит на плотину и держит ее конструкцию в напряженном состоянии. Бетон отлично работает на сжатие, но плохо противоборствует растяжению.
Во-2-х, при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда. Если заряд подорвать на хорошей глубине с напорной стороны дамбы, то значимая часть ударной волны не рассеется в пространстве, а уйдет в стенку, вызывая необратимые разрушения. Дальше, потоки воды совсем размоют дамбу.

Все это отлично, задумывался Уоллес…но есть одна суровая неувязка. Мён, Эдер и Зорпе были защищены противоторпедными сетями, а это означало, что бомбу необходимо точно положить в неширокую полоску места меж этими препятствиями и стенкой дамбы (что практически неосуществимо) либо находить другой метод.

Гибсон

Мотор отказал при полете к Штутгарту и "Ланкастер" не сумел сохранить высоту. Гай Гибсон растерял строй, но оставаясь на прежнем курсе. Над Штутгартом он отдал полный газ 3 моторам и отбомбившись по цели, понесся вспять под покровом ночи, прижимаясь к земле. Это был 173-й вылет Гибсона. Он имел звание подполковника авиации и Крест Виктории за летные награды. Ему было 25 лет.

В тот же денек Гая Пенроуза Гибсона вызвали на совещание к Ральфу Кохрейну, вице-маршалу авиации.
—Прежде всего желаю поздравить Вас с новейшей пряжкой к вашему ордену, подполковник.
— Благодарю, сэр.
—Могу предложить совершить очередной полет.
Гибсон пожал плечами и произнес малость утомилось:
— Какого рода полет, сэр?
— Очень принципиальный. На данный момент я не могу ничего сказать. Разве что: вы будете командовать операцией.
Гибсон медлительно ответил:
— Да… Я думаю, да, сэр.

Ночь героев

Кокпит Avro Lancaster

Вот так в марте 1943 года появился 617 Squadron RAF – отборная бомбардировочная эскадрилья на счету которой потоплен
ие Тирпица, разрушение жд тоннеля Сомюр, бомбардировки германских бункеров, имитация морского конвоя и естественно, операция Chastise, о которой сейчас речь пойдет.

Виккерс Тип 464

В 1943 году, на основании расчетов Барнса Уоллеса был сотворен план разрушения германских дамб с воздуха. Доктор Уоллес решил головоломку, следя за играющими детками, заставляющими прыгать камни по поверхности воды. Чтоб достигнуть подобного эффекта, бомбе следовало придать вращение еще на борту "Ланкастера" — после сброса, подпрыгнув пару раз на поверхности воды, она без заморочек преодолевала все противоторпедные заграждения, а потом, отрикошетив от надводного парапета дамбы, падала в воду на напорной стороне.

Ночь героев

Таковой план, в свою очередь, порождал новые трудности. Согласно расчетам бомбу нужно скинуть с высоты ровно 18,3 м, расстояние до цели в этот момент — 390 метров, скорость – 240 миль/час. "Ланкастер" пролетал это расстояние за 4 секунды!

Дистанция сброса определялась просто: ширина плотины была известна (ее обусловили по аэрофотоснимкам), что позволило сделать простой оптический дальномер.
С определением высоты было труднее. Обыденные средства — барометрические либо радиовысотомеры для этого не годились — очень мала высота полета. Отыскали превосходное решение: в носу и хвосте Ланкастера устанавливались 2 прожектора, направленные один – вертикально вниз, 2-ой — под определенным углом к вертикали, лучи пересекались на расстоянии 18,3 м от самолета. Во время полета прожекторы давали два пятна на поверхности воды и пилоты корректировали по ним высоту полёта. Когда пятна сливались — требуемая высота была достигнута.

После занятий пилотам 617 Squadron удавалось без особенного труда выдерживать нужную высоту на боевом курсе. Но большой радости летчики не испытывали. Когда самолет входит на отлично защищенный объект на высоте 60 футов, экипаж очень очень рискует. А при включенных прожекторах…

Уникальная бомба Vickers Type 464 (она же – Upkeep) представляла собой цилиндр, поперечником 1,5 метра и весом 4 тонны, из их 2997 кг приходилось на торпекс. Перед сбросом бомба раскручивалась до 500 об/мин.

Затопить Германию!

16 мая 1943 года разведывательный «Москито» возвратился со свежайшими снимками дамб, вода в Мёне была всего в 4 футах от гребня. Водохранилища были на сто процентов заполнены после вешнего таяния снегов. А лунная ночь поможет летчикам отыскать цель.

Ночь героев

Ровно в 21.10 1-ые 5 «Ланкастеров» пошли на взлет. Всего в ту ночь на задание вылетели 19 бомбардировщиков. Каждый нес диковинный боеприпас и 96 000 патронов калибра .303 British. Берега Великобритании медлительно таяли сзади.
Самолеты летели к цели на малой высоте разомкнутым строем. Маршрут полета обходил известные позиции зенитной артиллерии и аэродромы ночных истребителей. Все же, самолеты Барлоу и Байерса на цель не вышли. Никто не знал, где их сбили зенитки.

Экипаж фаворита первым штурмовал дамбу "Мён": бомба успешно скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Дамба устояла. Цель прикрывали приблизительно 10 зениток, но «Ланкастер» Гибсона повреждений не получил.

После того как вода в озере успокоилась, в атаку пошел экипаж Хопгуда. Вдруг красноватое пламя расцвело на левом крыльевом баке, и за «Ланкастером» потянулся пламенный шлейф. Похоже, бомбардир был убит, бомба «Upkeeper» перелетела парапет и свалилась на электронную подстанцию. Самолет отчаянно задрал нос, набирая высоту, но ужасная оранжевая вспышка проглотила «Ланкастер», крылья отлетели, и горящий фюзеляж врезался в землю, похоронив летчиков.

3-ий бомбовоз получил два снаряда в крыло, но сумел положить собственный «Upkeep» точно в цель. Новый взрыв потряс дамбу. Озеро закипело, белоснежный в столб воды взметнулся на сотки метров в высоту. Когда вода успокоилась, дамба как и раньше стояла.

Ночь героев

В атаку пошел 4-ый «Ланкастер». Экипаж «А App
le» достигнул прямого попадания, но дамба выдержала удар и в сей раз.
В конце концов на цель вышел экипаж Матлби. В это время освободившиеся от бомб самолеты кружили над позициями зенитчиков с включенными прожекторами и габаритными огнями, пытаясь отвлечь внимание германцев. Когда водяная стенка улеглась, бетонное тело дамбы в один момент треснуло и распалось под напором воды. Миллионы тонн воды, пенясь и шипя, рванулись через пробоину, многометровый водяной вал понесся вниз по равнине, сметая все на собственном пути.

Оставшиеся самолёты были перенацелены на дамбу "Эдер". Дамба лежала в складках бугров, что еще больше затрудняло атаку, ужаснее того, в равнине стоял туман. С 6 заходов летчики не смогли поразить цель. На седьмом заходе бомба сработала без задержки и атакующий «Ланкастер» был уничтожен взрывом. Последующая атака оказалась для «Эдер» фатальной.

Ночь героевНочь героев

До и после

Ужаснее обстояли дела у 2-ой волны, атакующей дамбу "Зорпе". Только 5-ый бомбовоз смог штурмовать цель, но безуспешно — пробоины не было. Срочно были вызваны три самолета запасной группы. После нескольких атак, пилоты достигнули попадания — плотина треснула, но все-же устояла.
Два оставшихся запасных самолета были ориентированы к запасным целям: один безуспешно штурмовал дамбу "Эннерпе", 2-ой самолет сбили зенитки.

В ту ночь из 19 «Ланкастеров», 9 не возвратились на базу, погибло 56 летчиков.

Результаты

Согласно германским архивам, 19 бомбардировщиков за один вылет убили две большие плотины, 7 жд мостов, 18 авто мостов, 4 турбинных электростанции, 3 паровых электростанции; в равнине Рура были разрушены 11 заводов, 114 компаний остались без электроэнергии.

Ночь героев

Плотины были стремительно восстановлены, но не из-за того, что приобретенные повреждения были невелики. Срочный ремонт только подчёркивает, какую значимость представляли дамбы для Германии, все нужные человеческие и вещественные ресурсы были немедля сняты с других объектов.

«Большая порка» (конкретно так переводится Chastise) стала знаменитой операцией 2-ой Мировой войны, в процессе которой пилоты Царских ВВС проявили собственный профессионализм и отчаянную смелость.

Ночь героев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,204 сек. | 11.47 МБ