Ноосфера Вернадского

Введение

Термин «ноосфера» был предложен в 1927 году французским математиком и философом Э. Леруа. «Noos» — древнегреческое заглавие людского разума.

1-ая сделанная человеком культура-палеолит (каменный век) — длилась приблизительно 20-30 тыщ лет. Она совпадала с долгим периодом обледенения. Экономической основой жизни людского общества была охота на больших животных: великодушного и северного оленя, шерстистого носорога, ишака, лошадка, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят бессчетные кости одичавших животных — свидетельство удачной охоты. Насыщенное истребление больших травоядных животных привело к сравнимо резвому сокращению их численности и исчезновению многих видов.

Если маленькие травоядные могли восполнить утраты от преследования охотниками высочайшей рождаемостью, то большие животные в силу эволюционной истории были лишены этой способности. Дополнительные трудности появились вследствие конфигурации природных критерий в конце палеолита. 10-12 тыщ годов назад пришло резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли большие животные. Это сделало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу людского общества. Завершился период его развития, характеризовавшийся только внедрением еды, т.е. чисто потребительским отношением к окружающей среде.

В последующую эру — эру неолита (новый каменный век) — вместе с охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретает процесс производства еды. Делаются 1-ые пробы одомашнивания животных и разведения растений, зарождается создание керамики. Уже 9-10 тыщ годов назад существовали поселения, посреди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних питомцев — коз, свиней, овец. Развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Обширно употребляется огнь и для поражения растительности в критериях подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия.

Рост населения, высококачественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, и в особенности в наши деньки, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой предстоящей эволюции биосферы. Появились антропоценозы (от греческого anthropos — человек, koinos — общий, общность) — общества организмов, в каких человек является доминирующим видом, а его деятельность-определяющей состояние всей системы. В. И. Вернадский считал, что воздействие научной мысли и людского труда определили переход биосферы в новое состояние — ноосферу (сферу разума). На данный момент население земли употребляет для собственных нужд все огромную часть местности планетки и все огромные количества минеральных ресурсов.

Настоящее величие Вернадского выясняется только сейчас. Оно – в его глубочайших философских идеях, заглядывающих в будущее, впритирку затрагивающих судьбы всего населения земли.

Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в Рф, в семье доктора политической экономии, броского представителя российской либеральной интеллигенции прошедшего века. Через 5 лет, семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского воздействовал его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его заинтересовывали задачи, связанные с жизнью каждого человека и населения земли в целом. Полностью возможно, что некие мысли Е. М. Короленко, некие из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно либо безотчетно воздействовали на его научное творчество.
Петербургская традиционная гимназия, где с третьего класса обучался Вернадский, была одна из наилучших в Рф. Тут отлично преподавались зарубежные языки, история, философия. В предстоящем Вернадский без помощи других исследовал несколько европейских языков. Он читал литературу, в большей степени научную, на пятнадцати языках, а некие свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Энтузиазм к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

Потом Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского института, где посреди профессоров находились светила российской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Но большее воздействие на В
ернадского, непременно, оказал Докучаев, преподававший в институте минералогию. Юный ученый не один раз учавствовал в экспедициях по исследованию почв Нижегородской губернии под управлением Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достигнул неких результатов также в геологии, кристаллографии, истории.

В то же время Вернадский от всей души увлекся учением Толстого и делил многие его сомнения. Но Толстой не веровал в то, что наука способна удовлетворить рвение человека отыскать «смысл жизни», примириться с неизбежностью погибели, доказать высочайшие моральные рамки. Навряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное познание и стремился отыскать ответ на огромное количество вопросов бытия на базе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.

В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета Столичного института. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает в хим и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится доктором Столичного института. В 1906 году его избирают членом Муниципального совета от Столичного института. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по исследованию естественных производительных сил Рф при Академии. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его именитая работа «Биосфера», после этого он пишет массу исследовательских работ о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о галлактической пыли, геометрии дилемме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

Дожив до глубочайшей старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного окончания Величавой Российскей войны. Ему пришлось пережить три революции в Рф и две мировые войны. Но на его век выпали и более революционные открытия в науке.

Но самое принципиальное: для Вернадского наука была средством зания природы. Он не был спецом в некий одной науке либо даже в нескольких науках. Он искрометно знал хороший десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо труднее всех наук, взятых вместе. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся фурроров в особых областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в их естественное обобщение базовых принципов, лежащих в базе мироздания. Но даже посреди корифеев естествознания он выделяется не только лишь новшеством и глубиной мыслях, да и их поразительной современностью.

И в центре этого новшества — возрождение старой идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации длительное время недооценивалась. И основная причина этого, как ни феноминально, состояла, по-видимому, в самих успехах традиционной науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности,

Пьяные неслыханными достижениями, большая часть ученых обычно лицезрели в человеке всего только профессионального созерцателя природы, способного раскрыть ее потаенны и вволю удовлетворить жажду зания. А Вернадский пророчески увидел в человеке опытного творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого руля эволюции.

Вернадскому при всей его гениальности и неописуемой работоспособности потребовались десятилетия, чтоб перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в главный идее, что переход появившейся на Земле биосферы в ноосферу, другими словами королевство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неминуемый шаг развития материи, шаг естественноисторический. «Мы только начинаем сознавать неодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Человек разумный, людской свободной личности, величайшего нам известного проявления ее галлактической силы, королевство которой впереди»,— вдохновенно писал Вернадский.

Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство
биосферы и населения земли. Вернадский в собственных работах открывает корешки этого единства, значение организованности биосферы в развитии населения земли. Это позволяет осознать место и роль исторического развития населения земли в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из главных мыслях, лежащих в базе теории Вернадского о ноосфере, будет то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим раздельно по своим законам, он сосуществует снутри природы и является частью ее. Это единство обосновано, сначала, многофункциональной неразрывностью среды и человека, которую пробовал показать Вернадский как биогеохимик. Население земли само по себе есть природное явление и естественно, что воздействие биосферы сказывается не только лишь на среде жизни, да и на виде мысли.

Но не только лишь природа влияет на человека, существует и оборотная связь. При этом она не поверхностная, отражающая физическое воздействие человека на окружающую среду, она еще поглубже. Это обосновывает тот факт, что в ближайшее время приметно активировались планетарные геологические силы. «…мы больше и ярче лицезреем в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, чуть ли случаем, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Человек разумный, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, естественно, сначала, с уточнением естественной научной работы и мысли в границах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в ближайшее время резко изменяется отражение живых созданий на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко изменяются земли, воды и воздух. Другими словами эволюция видов, сама перевоплотился в геологический процесс, потому что в процессе эволюции появилась новенькая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов перебегает в эволюцию биосферы».

Тут естественно навязывается вывод о том, что геологической силой является фактически совсем не Человек разумный, а его разум, научная идея общественного населения земли. В «Философских идей натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее колоритное вхождение в геологическую историю планетки. В последние тысячелетия наблюдается насыщенный рост воздействия 1-го видового живого вещества — цивилизованного населения земли — на изменение биосферы. Под воздействием научной мысли и людского труда биосфера перебегает в новое состояние — в ноосферу».

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубочайшего конфигурации биосферы. При этом перестройка среды научной людской идеей средством организованного труда навряд ли является стихийным процессом. Корешки этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы годов назад в процессе естественного процесса эволюции. «Человек … составляет неминуемое проявление огромного природного процесса, закономерно длящегося в течение, по последней мере, 2-ух млрд лет».

Отсюда, кстати, можно заключить, что выражения о самоистреблении населения земли, о крушении цивилизации не имеют под собой весомых оснований. Было бы, само мало, удивительно, если б научная идея – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных конфигураций в окружающей среде: биосфера средством переработки научной идеей перебегает в новое эволюционное состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планетки, делая упор на государственно-организованную научную идея и на ее порождение, технику, человек сделал в биосфере новейшую биогенную силу, поддерживающую размножение и предстоящее заселение разных частей биосферы. При этом совместно с расширением области жительства, население земли начинает представлять себя все более сплоченную массу, потому что развивающие средства связи – средства передачи мысли кутают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обоснован ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с фуррорами техники передвижения, с возможностью моментальной передачи мысли, ее одновременного обсуждения везде на планете».

При всем этом человек в первый раз реально сообразил, что он обитатель планетки и может и должен мыслить и действовать в новеньком нюансе, не только лишь в нюансе отдельной личности, семьи либо рода, стран либо их союзов, да и в планетном нюансе. Он, как и все живое, мож

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,108 сек. | 11.47 МБ