Новый объект для ядерной безопасности Тихоокеанского флота

Русский Альянс в свое время выстроил такое количество подводных лодок, что лишь на Тихоокеанском флоте на данный момент ожидает утилизации около полусотни старенькых атомных субмарин. При этом не они все на сто процентов неопасны. Кроме соответствующих радиационных и технических заморочек, характерных этому классу техники, которые можно именовать «неизбежным злом», атомные лодки в отстое могут представлять и поболее суровую опасность. Так, с 1985 года на хранении находятся так именуемые «заказ 175» и «заказ 610». Эти две АПЛ (К-431 и К-314) имеют суровые повреждения ядерных энергетических установок и поэтому требуют особенного дела к для себя. Но до сего времени они находятся в отстое и утилизировать их до недавнешнего времени только собирались. Собирались в мало отдаленной перспективе. Сейчас же появится возможность избавиться от особо небезопасных объектов.

Новый объект для ядерной безопасности Тихоокеанского флота

Напомним, в августе 85-го во время перезагрузки ядерного горючего в реакторы подлодки К-431 (проект 675) стечение событий привело к термическому взрыву реактора. При взрыве погибло 10 человек и еще несколько 10-ов серьезно пострадало при тушении появившегося пожара и ликвидации последствий трагедии. Всего через несколько месяцев после взрыва на К-431, в декабре такого же 1985 года, на субмарине К-314 (проект 671) вышло осушение активной зоны реактора, что привело к частичному расплавлению топливных сборок и деталей самого реактора. Энергетическую установку пришлось в срочном порядке останавливать, но к этому моменту она получила такие повреждения, что не подлежала ремонту. К тому же лодка уже достаточно очень «фонила».

В согласовании с имевшимися в то время правилами, пострадавшие лодки выслали в отстой и провели дезактивацию грязных участков берега. Сразу с этим началась проработка вариантов утилизации либо захоронения лодок, но скоро СССР развалился и похоронил под своими осколками все рассматривавшиеся проекты. В конечном итоге Тихоокеанскому флоту пришлось без помощи других смотреть за состоянием аварийных лодок и возлагать, что когда-нибудь у страны дойдут руки до ликвидации этой ядерной опасности. А ведь кроме К-431 и К-314 в отстое находилось еще огромное количество списанных атомных подлодок. В таком подвешенном состоянии ТОФ пробыл практически 15 лет, после этого ситуация начала понемногу проясняться. Сначала посреди двухтысячных всю флотскую инфраструктуру, связанную с ядерными технологиями, «забрали» у ВМФ и передали «Росатому». Малость позднее, в 2008 году, Правительство Рф поручило Дальневосточному центру по воззванию с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами «ДальРАО» сделать в бухте Разбойник пункт изоляции аварийных АПЛ.

Понятно, что изолировать аварийную лодку, мягко говоря, тяжело. Подводный корабль водоизмещением в несколько тыщ тонн необходимо вынуть из воды и установить на крепком основании. К тому же все это придется делать в критериях высочайшего радиоактивного фона и с риском разрушения конструкции аварийной лодки. Последний факт, кстати говоря, послужил одной из обстоятельств ускорения работ в сфере утилизации покоробленных АПЛ. Находясь на воде, такая лодка в случае неблагоприятного развития ситуации представляет куда огромную опасность, чем если б она находилась в изолированном комплексе. С лодками К-431 и К-314 поступили по уже отработанной схеме: загерметизировали и доставили на судоремонтный завод «Звезда» (г. Большой Камень). Там из лодки сделали т.н. трехотсечный блок – от лодки оставили только реакторный отсек и два смежных с ним. Остальное со всеми мерами предосторожности утилизировали.

Новый объект для ядерной безопасности Тихоокеанского флота

Сразу с разделкой аварийных лодок в бухте Разбойник началось строительство Пт изоляции. Был вырублен участок горы, на месте которого расчистили горизонтальную ровненькую площадку. Не считая того, на этой площадке вырыли котл
ован размером 250 на 60 метров и глубиной около 5. Также был прорублен канал для связи с морем. В канале установили затвор. В июне прошедшего года была достроена 1-ая очередь Пт изоляции – укрытие №1. Тогда же на объект доставили трехотсечный блок от «заказа 175». В ноябре была закончена 2-ая очередь (укрытие №2), а уже посреди текущего года Пункт изоляции будет введен в эксплуатацию. Скоро после окончания строительства второго убежища туда расположили трехотсечный блок «заказа 610». К лету этого года будет достроена площадка для одновременного хранения сотки одноотсечных блоков. Таким макаром, на Пункт изоляции с судоремонтных заводов будут привозить трехотсечные блоки и устанавливать их в убежища. Там от реакторных отсеков будут отрезать все избыточное, после этого они будут переноситься на площадку хранения. Броско, что дальневосточный Пункт изоляции может создавать все нужные работы от получения «трехотсечников» до хранения оставшихся реакторных отсеков. Например, на Северном флоте на Пункт изоляции привозят уже готовые одноотсечные блоки.

В текущее время два блока с реакторными отсеками уже находится в разделке и еще полсотни находятся на плаву и ожидают собственной очереди. «ДальРАО», прогнозируя объем будущих работ, уже на данный момент утверждает, что в самом не далеком времени необходимо будет набрать еще две-две с половиной сотки работников разных специальностей. И такая работа может быть очень симпатичной для возможных служащих: по утверждению управления организации, средняя заработная плата на предприятии в прошедшем году достигнула 35 тыщ рублей, большой суммы по дальневосточным меркам. Но все таки главное в работе Пт изоляции – это то, что при работе на аварийных лодках ни один работник не получил дозы облучения, превосходящей допустимую. Означает, на предприятии дело поставлено таким макаром, что все правила безопасности соблюдаются, работники обращаются с атомом, что именуется, на «вы» и у него нет повода «обижаться» на неверное отношение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 55 | 0,241 сек. | 11.99 МБ