Нужен ли нашей армии «колесный танк»?

Нужен ли нашей армии «колесный танк»?

В ближайшее время в российских СМИ интенсивно дискуссируются тесты на полигоне в подмосковных Бронницах 2-ух итальянских колесных бронированных машин (КБМ) «Кентавр» (Centauro), также перспективы приобретения лицензии на их создание в Рф. К огорчению, сообщения на сей счет не блещут ни точностью, ни объективностью, интернет-комментарии и совсем один безграмотнее другого.

Так что все-таки это за штука такая – «колесный танк» (конкретно так КБМ именуют в большинстве публикаций) и чем он может заинтриговать наших военных? Попробуем разобраться.

Давайте ознакомимся

Нужно сходу констатировать – машин такового класса ни Русская, ни Русская армия никогда не имела. Созданием бронеавтомобилей у нас в стране после 2-ой мировой не занимались – для большой войны с внедрением ядерного орудия, а конкретно к ней и готовился СССР, они были не необходимы. На Западе исповедовали несколько другой подход, потому что кроме подготовки к глобальному вооруженному противостоянию с возглавляемым Москвой соцлагерем приходилось уделять внимание колониям, заокеанским территориям и т. д.

Существенное воздействие на объемы разработки КБМ оказывал и спрос на их в странах третьего мира, не настолько богатых, чтоб закупать в огромных количествах главные танки. Ну а спрос, как понятно, рождает предложение. За 70 лет за рубежом появилось огромное количество бронеавтомобилей разных классов – от легких до томных. К категории последних и относится «Кентавр». Да, да, «Кентавр» – это бронеавтомобиль либо, как классифицируется схожая техника по современной российскей терминологии, – колесная бронированная машина с томным вооружением. Термина «колесный танк» официально не существует. Вобщем, в итальянской армии «Кентавр» называется легким истребителем танков.

Тактико-технические требования для «Кентавра» были определены в 1984 году. Согласно им планировалось сконструировать мобильную КБМ, снаряженную 105-мм орудием, владеющую высочайшими динамическими чертами, огромным припасом хода, завышенной проходимостью по пересеченной местности и компьютеризированной системой управления огнем, унифицированной с СУО основного танка «Ариете».

Создание «Кентавров» для итальянской армии началось в конце 1990 года на заводе конторы IVECO-Fiat в Больцано и закончилось в 1996-м. В войска поступило 400 машин, в текущее время осталось 320 (в восьми кавалерийских полках). Статус 80 КБМ этого типа неясен. Еще 84 бронеавтомобиля Рим продал Испании (может быть, 80 из их как раз из наличия итальянской армии) и 6 КБМ – Оману. При этом последние вооружены 120-мм пушками. Таким макаром, полное количество выпущенных «Кентавров» составляет или 410, или 490 единиц.

Что все-таки представляет собой истребитель танков В1 Centauro?

Корпус машины сварен из железных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 25-мм снарядов, с кормы и бортов – пуль калибра 14,5 мм. При всем этом, правда, не сообщается, с каких конкретно дистанций. Моторно-трансмиссионное отделение размещается в фронтальной части корпуса с правой стороны. Движок – шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного остывания с турбонаддувом IVECO МТСА мощностью 520 лошадиных сил. На КБМ применена германская автоматическая (5 скоростей вперед, две – вспять) коробка ZF 5HP-1500.

Движок, охлаждающая система и коробка конструктивно выполнены в виде одного блока и разделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В случае необходимости силовой блок может быть заменен в течение 20 минут. Слева от МТО находится отделение управления с рабочим местом водителя (сидение регулируется по высоте), который вне боевой обстановки управляет машиной, следя за местностью через открытый лючок. В бою наблюдение ведется при помощи 3-х перископических устройств, при этом предусмотрена подмена среднего из их на бесподсветочный устройство ночного видения.

Трехместная сварная башня смонтирована поближе к корме корпуса. Она делается как единый модуль и поступает на сборку бронеавтомобиля уже на сто процентов готовой к установке на шасси. Командир КБМ посиживает слева от пушки, наводчик – справа, заряжающий – за наводчиком. Лючки в крыше корпуса размещен
ы над сиденьями командира и заряжающего.

105-мм орудие с длиной ствола 52 калибра по внутренней баллистике аналогично 105-мм танковой пушке L7/M68 и снабжено устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным (поглощает до 40% отдачи) дульным тормозом, термозащитным кожухом. Отдача орудия при выстреле – 14 тонн. Гасить ее призвана особая гидропневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба вероятна всеми стандартными 105-мм боеприпасами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас – 40 снарядов, 14 из их хранятся конкретно в башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (находится от нее с левой стороны). Очередной пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам – 4000 патронов. По бортам башни смонтировано по четыре дымовых гранатомета.

Нужен ли нашей армии «колесный танк»?

Приводы орудия и башни – электрогидравлические с ручным дублированием. Углы возвышения пушки меняются от -6º до +15º (несколько меньше, чем на главных боевых танках, из-за низкого профиля башни).

«Кентавр» обустроен СУО Officine Galileo TURMS – таковой же, как и на основном боевом танке «Ариете». Главными ее компонентами являются панорамный дневной прицел командира со стабилизированной в 2-ух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания и интегрированным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, набор датчиков критерий стрельбы, система учета извива ствола и пульты управления командира, наводчика и заряжающего.

Командирский прицел обладает фиксированным 2,5- и 10-кратным повышением. Угол качания головного зеркала меняется от -10º до +60º, угол поворота головки прицела по горизонтали – 360º. Для наблюдения и ведения огня ночкой командир употребляет телемонитор, на который выводится изображение с тепловизионного прицела наводчика.

Находящийся на крыше башни прицел наводчика соединяет воединыжды четыре главных модуля (головное стабилизированное зеркало, оптический дневной канал, лазерный приемопередатчик и тепловизор) в одном корпусе. Дневной канал имеет пятикратное повышение, а тепловизионный обеспечивает вывод на монитор 2-ух полей зрения – широкого и узенького.

Цифровой баллистический вычислитель определяет начальные установки для ведения огня, управляет действием всех подсистем СУО (оптическим прицелом, лазерным дальномером, сервоприводами), также датчиками критерий стрельбы, встроенными системами контроля работоспособности СУО SITE и обучения экипажа, обеспечивает переконфигурацию алгоритмов работы системы из обычного режима в дублирующие в случае ее частичных отказов.

В СУО включены три главных датчика критерий стрельбы: метеорологический, курсового угла и износа канала ствола.

У наводчика в качестве запасного есть телескопический прицел Officine Galileo OG С102 с восьмикратным повышением и 3-мя прицельными шкалами, которые переключаются вручную.

Подвеска машины – гидропневматическая. Поворотными являются две пары фронтальных и последняя пара задних колес, что обеспечивает относительно маленькие радиусы поворота. Задняя пара колес управляется только при скоростях движения до 20 км в час. Централизованная система регулирования давления в шинах заходит в штатное оснащение КБМ. Регулировка осуществляется с места водителя во время движения и обеспечивает завышенную проходимость по пересеченной местности.

В нише башни расположены элементы системы защиты от ОМП Sekur, схожей примененной на танке «Ариете». Она препятствует попаданию вовнутрь бронеавтомобиля зараженного воздуха методом сотворения в ней лишнего давления. Интегрированная система кондиционирования воздуха позволяет экипажу нормально работать при температуре окружающего воздуха в спектре от -30º до +44ºС.

В состав стандартного оборудования «Кентавра» входят расположенная впереди лебедка и противопожарные системы в силовом и боевом отделениях.

В стандартном выполнении боевая масса «Кентавра» составляет 25 тонн. Экипаж – четыре человека, наибольшая скорость по шоссе – 105 км в час, припас хода по горючему – 800 км.

Необходимо подчеркнуть, что 251 машина выполнена в так именуемом длинноватом выполнении. Ее корпус в кормово
й части удлинен на 22 сантиметра, что позволяет оборудовать там места для 4 пехотинцев патрульной группы.

После внедрения «Кентавров» итальянским контингентом в Сомали в 1992 году усилилось их бронирование. При установке на КБМ модулей дополнительной бронезащиты его масса увеличивается до 28 тонн.

На шасси истребителя танков «Кентавр» разработаны командно-штабная машина, БМП, варианты КБМ со 120- и 60-мм пушками.

Что удручает

Такой в общих чертах вид «Кентавра». Как лицезреем, он представляет собой полностью современную легкобронированную боевую машину. При всем этом вооружение его находится на уровне основного боевого танка (в особенности в случае установки 120-мм гладкоствольной пушки с длиной ствола 45 калибров), а тактическая подвижность значительно выше. «Кентавр» вправду можно считать одним из наилучших образцов в собственном классе.

Все это так, произнесет читатель, пусть «Кентавр» отменная машина, но вопрос ведь заключается не в том, как она хороша, а в том, как она нужна Русской армии. Заокеанских регионов с повстанцами у Рф как бы нет, огромных пустынных пространств тоже. Правда, есть повстанцы на своей местности да неспокойные и плохо предсказуемые южные соседи. Не считая того, РФ не Европа, где проехав 300 км, можно попасть в другую страну. У нас даже в европейской части расстояние меж областными центрами иногда в два раза больше. В таких критериях навряд ли стоит третировать возможностью резвой переброски мотострелкового соединения в данный район своим ходом. Ведь в ряде всевозможных случаев перевозка по воздуху либо по стальной дороге отнимет куда больше времени. Правда, стремительная переброска своим ходом вероятна только при отсутствии на вооружении соединения гусеничных машин.

Словом, «Кентавр» как нельзя лучше подходит для оснащения мобильных сил либо сил резвого развертывания. Машины такового класса понадобились бы и морской пехоте, и Воздушно-десантным войскам. КБМ смогли бы поменять танки и в легких мотострелковых бригадах, если, естественно, формирование таких соединений предвидено военной реформой. В составе же других соединений Русской армии – традиционных танковых и мотострелковых бригадах ниша для машин, схожих «Кентавру», просматривается плохо. Вопреки неким суждениям «Кентавр» не лазутчик, а машина огневой поддержки либо истребитель танков.

И удручает здесь не сам факт воззвания к ввезенной технике, так как в отличие от «Рыси» у «Кентавра» вправду нет аналога в Рф. По предназначению к нему более близка САУ 2С25 «Спрут-СД», но она имеет гусеничное шасси и в реальном собственном виде Русской армии очевидно не нужна. Наталкивает на унылые размышления некий бессистемный подход.

По логике нужно создание целой палитры колесных бронированных машин на единой платформе. Пример для подражания есть – семейство КБМ «Страйкер». На базе бронетранспортера с колесной формулой 8х8 разработаны разведывательная машина, 120-мм самоходный миномет, командно-штабная, инженерная и санитарно-эвакуационная машины, самоходный ПТРК, машина радиационно-химической разведки и, в конце концов, машина огневой поддержки со 105-мм орудием. Проектируется 155-мм самоходная гаубица. Всей этой техникой обустроены механизированные бригады «Страйкер» сухопутных войск США. По такому же пути идут на данный момент и в армиях многих других государств. Не надо разъяснять, как наличие одного шасси удешевляет создание и эксплуатацию боевых машин, упрощает обучение личного состава. В случае принятия «Кентавра» на вооружение Русской армии ни о какой унификации не может быть и речи.

Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что пробы проектирования унифицированных семейств боевых машин на шасси колесных бронетранспортеров предпринимались и у нас, но опять-таки какие-то бессистемные. БТР-60 послужил в главном базой для бессчетных командных пт, машин управления и т. д. То же самое можно сказать и о БТР-70 – далее сотворения машин связи и подвижных командных пт и с ним дело не пошло. Вобщем, в 1968–1973 годах в ЦНИИ «Буревестник» (головном НИИ по артвооружению среднего и большого калибров) были разработаны 85-мм буксируемая противотанковая пушка 2А55 «Жало-Б» и 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». Последняя представляла собой крутящуюся башню с орудием, установленную на корпусе БТР-70. Для этого в бронетранспортере пришлось устранить десантное отделение. Обе системы удачно прошли полигонные тесты, но на вооружение не принимались. Дело в том, что бронепробиваемость 85-мм под
калиберного снаряда была в 1,5 раза меньше, чем боеприпаса 125-мм танкового орудия Д-81. Видимо, это и явилось основной предпосылкой прекращения работ над пушками «Жало». Опытнейший эталон 2С14 находится на данный момент в танковом музее в Кубинке.

Чуток больше подфартило БТР-80 – кроме различного рода командно-штабных машин на его базе были сделаны БРЭМ, бронированная мед машина, машина РХМ и самоходное 120-мм орудие «Нона-СВК». Но реальной единой платформой для КБМ не стал и он.

Более либо наименее всеполноценную машину огневой поддержки удалось сделать лишь на шасси БТР-90. Идет речь о машине с боевым модулем «Бахча-У» и комплексом вооружения, равноценным БМП-3, демонстрировавшейся на выставке IDEX-2001.

Судя по всему, предпосылкой неудач при разработке КБМ с томным вооружением на шасси российских бронетранспортеров была их сборка. Западные БТР с кормовым расположением десантного отделения существенно лучше подходят для размещения томного вооружения.

Итак, мы удостоверились, что место для «Кентавра» в Русской армии найдется. Схожая машина будет очевидно не излишней. Но требуется системный подход, нужна разработка российского бронеавтомобиля такового класса на базе унифицированной платформы 8х8 и в рамках семейства КБМ. В реальном собственном виде «Кентавр» нам не нужен. В качестве временной меры в принципе приемлемо возникновение некоего промежного синтезированного эталона, к примеру шасси от «Кентавра», но с башней от «Спрута» либо что-то в этом роде. В конце концов вооружение на «Кентавре» нам в любом случае не подходит. Либо в Минобороны решили перейти на натовские калибры? Не выяснить бы об этом последними.

Ну и вообщем как-то удивительно у нас все происходит. Как выбирали «Мистраль» (и для чего?) – неясно, «Рысь» – тоже неясно. Сейчас вот «Кентавр». А почему, фактически, «Кентавр»? Почему не «Руикат» либо какой-либо «Моваг». Почему снова итальянцы, снова IVECO? Либо в Министерстве обороны не знают о существовании других типов КБМ с томным вооружением? Если идет речь только об ознакомлении, то ничего ужасного. Если же о приобретении лицензии, то становится как-то грустно от безальтернативности выбора и келейности процесса. Как досадно бы это не звучало, не впервой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,236 сек. | 11.53 МБ