Нужен суровый откат вспять

Прошлый начальник Головного штаба Сухопутных войск резко критикует итоги работы Анатолия Сердюкова

Взор: Юрий Дмитриевич, о чем вы поразмыслили, когда узнали в пн об отставке Сердюкова?

Юрий Букреев: Решение по поводу снятия Сердюкова перезрело давным-давно. Никакой он не спец, он совсем не имеет никакого представления о том, чем был назначен управлять. Он пришел для того, чтоб повредить систему. И он этого достигнул. Армия в страшном состоянии.

Взор: Чего, на ваш взор, можно ждать в связи с предназначением Сергея Шойгу на эту должность?

Ю.Б.: Тяжело ждать, чтоб политическое управление страны назначило бы какого-то совсем незнакомого для их человека, так как там, разумеется, много нерешенных заморочек, остались какие-то «хвосты», которые необходимо зачищать. Может быть, верно было сказано президентом, что на период расследования по этим противным делам в Министерстве обороны необходимо отстранить министра, чтоб довести дело до конца, изучить ситуацию.

Но Шойгу все-же тоже не военный, и гласить о том, что он был в МЧС, носил форму, в данной ситуации как-то удивительно. Ну и что, что генерал армии – и в милиции есть генералы армии. Это совсем другая специфичность работы. Одно дело – тушить лесные пожары, управляться с катастрофами, землетрясениями. Да, там необходимы организаторские возможности, командные. Но у службы в Министерстве обороны и Генеральном штабе есть особенность: тут всегда необходимо мыслить о перспективе и заглядывать в будущее на 10, 15, 20 лет. Но для этого необходимо знать, как в целом строятся и развиваются вооруженные силы, по каким законам, необходимо знать законы войны, базы боевых действий, базы подготовки операций.

Это другая область познаний, и, естественно, к ней просто так не придешь с тем багажом, который есть у Шойгу. Но как промежная фигура на некий период, чтоб стабилизировать ситуацию, думаю, он и политическому управлению страны подойдет, и мещанин с ним согласится. Так как лавка запасных в Министерстве обороны выхолощена, и где там на данный момент отыскать человека думающего, способного возглавить министерство и Генеральный штаб? Необходимо срочно создавать резерв должностных лиц. Их и учить необходимо – а на данный момент и учить негде!

В перспективе же необходимо отыскать на эту должность специалиста. Или, как это изготовлено в почти всех цивилизованных странах, поделить обязанности меж штатским министром обороны и Генеральным штабом. Не может непрофессионал на сто процентов производить управление Вооруженными силами! Он может делать это отчасти – держать под контролем бюджет, военно-промышленный комплекс и т.д. Но управлять ходом строительства и развития Вооруженных сил и отвечать за строительство Вооруженных сил должен специалист.

Взор: Сколько времени, на ваш взор, нужно, чтоб Шойгу вошел в курс дела?

Ю.Б.: От 3-х до 5 лет. 1-ый год – это вообщем ничто, он только начнет разбираться, облетать, знакомиться. На 2-ой год начнет что-то осознавать. Третий-пятый годы будут более продуктивны. Его можно и оставлять на этот срок, но тогда, как уже сказано выше, необходимо делить многофункциональные обязанности меж штатским министром и Генеральным штабом, как изготовлено в ряде западных государств.

Взор: Как примут нового министра сами военные? Как я помню, приход Сердюкова с самого начала вызвал в войсках недоумение.

Ю.Б.: С чего начал Сердюков? Он сходу начал вести торговлю, разгонять академии, привел и провозгласил собственных людей в министерство. Если Шойгу будет вторить ему… Уже было заявлено, что реформы будут продолжены, углублены. Ничего продолжать не надо, напротив, нужен суровый откат вспять.

Если гласить о Шойгу, то офицеры примут его предназначение как продолжение политики «ставка на гражданских». А в остальном все будет зависеть от того, какие он сделает 1-ые шаги.

Взор: При каких первых шагах он может заручиться поддержкой офицерского корпуса, на ваш взор?

Ю.Б.: Во-1-х, если он восстановит главные командования видов Вооруженных сил. На данный момент они уничтожены. В каждом по 90 человек – совсем бесправные, бесполезные органы управления.

Во-2-х, если он разгонит оттуда этих дам, несведущих, сволочных, которые терпеть не могут офицерский состав, с которыми нереально решать ни один вопрос. Представляете, на данный момент, как говорят, в перерывах на коллегии ведомства очередь в дамские туалеты больше, чем в муж
ские. Дамский батальон некий.

И, в-3-х, если он восстановит военное образование. На данный момент оно уничтожено. С первого сентября все академии перебежали на десятимесячный срок обучения. Ровно таковой срок отводился в период после войны фабрично-заводским училищам, когда учили на самые примитивные специальности – слесаря, каменщика и т.д. На данный момент будут 10 месяцев учить офицера для работы в оперативно-стратегических звеньях управления. И в Академии Генштаба учат 10 месяцев, и в рядовых академиях.

Если Шойгу сделает хотя бы эти три шага, его сходу поддержат.

Почти все зависит и от того, кто остается в Генеральном штабе. Если Генштаб как и раньше будет так болтаться, ничего неплохого из этого не выйдет. Не думаю, что Макаров (начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров – прим. Взор), военный человек, воспринимал такие решения. Ему выкручивали руки и заставляли делать то, что он делал. Он человек не волевой, слабовольный, не мог противостоять, побоялся уйти и делал то, что гласил этот министр.

Взор: На кого опереться новенькому министру? В последние годы из министерства и Генштаба были уволены очень многие офицеры.

Ю.Б.: Это самая ужасная неувязка. На данный момент дела и масштабы личностей в военном руководстве несоизмеримы с теми, что были до 90-х годов. Такового уровня людей, как тогда, на данный момент нет. Это почти во всем награда Сердюкова, он ведь всех военных поувольнял. Я длительно служил в Туркестанском военном окружении и всегда вспоминаю одну местную пословицу. Узбеки молвят так: «Ишак, погулявший в тени, на солнце работать уже никогда не будет». Главное, чтоб начальник Генштаба попался таковой, чтоб имел свою точку зрения.

Взор: Вы думаете, Макаров не остается на сегодняшней должности?

Ю.Б.: По идее, его должны немедля убрать. Он был должен все знать, информировать управление. При его должности у него огромное количество источников, он наверное знал об этих бесчинствах. Но он «лег» под Сердюкова и делал его волю. Он был должен знать, что процветают коррупция, воровство, жульничество, что жилище для офицеров строится не в тех местах, где они служат, а где придется, что академии выгоняются из столицы – на данный момент Москву некоторому защитить – и переводятся в периферийные городка. Он был должен попросить аудиенции у президента, он 2-ое лицо в Министерстве обороны, его президент назначал. И он был должен верно докладывать эту обстановку.

Вина Макарова как военного человека и в том, что все уничтожено в процессе реформирования. Он был должен сопротивляться. Что, он не знает, что дивизии нельзя преобразовывать в бригады на нашей большой местности? Что бригада в два с половиной раза меньше по боеспособности, что она не может нести с собой припасы, боеприпасы? Он не знает, что на данный момент всегда говорится о бригадах неизменной готовности, а там бойцы один год служат, за год нереально научить, и бригады формально числятся боеготовыми, а реально бойцы не обучены?

Взор: В связи с предназначением Шойгу на должность главы Минобороны уже озвучивались представления, что он фактически сделал работающую структуру.

Ю.Б.: Это неправда. До середины 90-х годов у нас была мощная система штатской обороны, которую, обычно, возглавлял один из командующих войсками округов в ранге заместителя министра обороны по штатской обороне. И эта структура имела свои войска. В чем отличие от сегодняшней бутафорской МЧС – Штатская оборона имела механизированные батальоны, полки и бригады, на вооружении которых были краны, экскаваторы, землеройные машины и т.д. Они были стопроцентно укомплектованы бойцами, сержантами, офицерским составом, были подготовлены, должны были выступать по хоть какой команде и отлично управлялись со своими делами. После 91-го года это все развалилось.

У МЧС есть особенность, о которой мещанин не знает. Почему я отлично знаю, так как, когда я возглавлял Главный штаб Сухопутных войск, на главкомат Сухопутных войск была возложена задачка территориальной обороны страны. Временами мы разрабатывали план территориальной обороны страны и каждый год проводили учения с двумя-тремя окрестностями. На их мы всегда завлекали региональные структуры МЧС. Мой заместитель – генерал-лейтенант Миша Сомов – ушел тогда к Шойгу заместителем по технике и вооружению этих самых механизированных батальонов, которые были переданы ему из состава Вооруженных сил. И когда он поехал их инспектировать, он пришел в кошмар: все они были разукомплектова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,130 сек. | 11.46 МБ