Познавательные задачи: повторить и закрепить знания учащихся о значении полового размножения у растений и животных; систематизировать знания учащихся об эволюции полового размножения у позвоночных животных; сформировать у учащихся новые знания о половом размножении у человека.
Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы с изображением женской и мужской половых клеток.
План урока
1. Повторение.
Введение в тему.
Значение полового размножения у растений и животных.
Рассказ учителя. Поисковая беседа. Самостоятельная работа учащихся со статьей, иллюстрациями учебника.
2. Изучение нового материала.
Половое размножение у человека.
Рассказ учителя и демонстрация таблицы.
3. Закрепление и обобщение.
Беседа.
Проведение урока
Урок начинается с введения в тему. Учитель, записывая название новой темы на доске, спрашивает учащихся: что понимается под развитием человека? Поставленный вопрос вызывает у учащихся затруднение. Учитель объясняет в общем виде, что развитие —это сложный процесс формирования человека в течение индивидуальной его жизни и длительной истории человеческого общества.. Следовательно, различают развитие индивидуальное и историческое.
Для того чтобы учащиеся поняли материал о размножении и развитии человека, проводится повторение ранее изученного в процессе самостоятельной работы учащихся с учебником (стр. 233—234).
В задание к самостоятельной работе можно включить следующее. Прочитать 279—280 страницы учебника и ответить на вопросы: что понимается под половым размножением у растений и животных? В чем заключается преимущество полового размножения перед бесполым? Как шла эволюция полового размножения позвоночных животных?
На следующем этапе учитель заслушивает ответы учащихся на вопросы задания, вносит необходимые исправления и добавления.
Вопрос о половом размножении у человека учитель излагает по плану: значение в организме яичников и семенников как женских и мужских органов половой системы человека, выполняющих две функции — образование половых гормонов и развитие половых клеток; особенности их строения; оплодотворение как слияние ядер половых клеток; биологическое значение оплодотворения.
Объяснение развития и строения половых клеток можно сопровождать демонстрацией таблицы, на которой изображены схемы яйцеклетки и сперматозоида.
В рассказе учитель указывает на относительно малые размеры неподвижной яйцеклетки с необходимым содержанием зародышевой цитоплазмы, которая обеспечивает питательными веществами зародыш на первой стадии развития; огромное число и подвижность сперматозоидов, что способствует оплодотворению яйцеклетки; содержание в ядрах яйцеклетки и сперматозоида, в отличие от ядер других клеток тела, половинного числа хромосом, наличие в основе строения хромосом отдельных участков — генов, которые являются носителями наследственной информации о развитии свойств организма.
Раскрывая сущность оплодотворения, учитель подчеркивает, что при слиянии ядер яйцеклетки и сперматозоида в оплодотворенном яйце восстанавливается полный набор хромосом (46).
Вслед за рассказом учителя проводится обобщающая беседа, в процессе которой учащиеся отвечают на следующие вопросы: С; какими органами связано размножение? Что понимается под половым размножением у человека; каково его значение? С какими особенностями строения яйцеклетки и сперматозоида связана выполняемая ими функция?
На основании полученных знаний учитель помогает учащимся формулировать вывод: половое размножение у человека заключается в образовании яйцеклеток яичниками, сперматозоидов семенниками; в слиянии половых клеток, которое носит название оплодотворения.
Задание на дом: статья учебника «Половые железы и половые клетки. Оплодотворение».