Задача урока: познакомить учащихся со строением и функциями щитовидной железы; дать понятие о характерных особенностях желез внутренней секреции и гормонов,
Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы: «Железы внутренней секреции», «Результаты опытов, выясняющих значение щитовидной железы» (самодельные); кинофильм «Железы внутренней секреции»; диапозитивы; влажный препарат щитовидной железы.
План урока
1. Повторение и проверка знаний. Гормоны надпочечников и поджелудочной железы.
Индивидуальный опрос.
2. Изучение нового материала. Строение и расположение щитовидной железы.
Рассказ с использованием схематического рисунка на доске.
Опыты, выясняющие функции щитовидной железы.
Беседа или демонстрация кинофильма (1-я и 2-я части).
Наблюдения за людьми с расстройством функций щитовидной железы.
Беседа. Составление таблицы в тетради.
Значение гормонов щитовидной железы. Гормоны гипофиза.
Практическое значение знаний о гормонах.
Сообщение учащегося.
3. Обобщение и проверка знаний
Программированная письменная работа.
Проведение урока
Содержание урока непосредственно связано с предыдущим, и поэтому вначале хорошо повторить материал путем рассказов двух учащихся о гормонах поджелудочной железы и надпочечников. После их ответов проводится краткая фронтальная беседа по вопросам, содержащимся в учебнике. Учащиеся отчитываются в выполнении задания и отвечают на вопросы «Сообразите».
В первой части поисковой беседы при раскрытии нового материала последовательно рассматриваются изображенные на самодельной таблице результаты опытов по удалению щитовидной железы у молодых животных. Учитель дает понятие об условиях опытов, а учащиеся по таблице или рисункам в учебнике характеризуют подопытных животных, сравнивая их с нормальными, контрольными (щенята и поросята с удаленной щитовидной железой, задержка метаморфоза у головастиков).
Учащиеся делают выводы из приведенных опытов на животных. Затем учащиеся смотрят диапозитивы, рассматривают на таблице «Железы внутренней секреции» изображения больных слизистым отеком и базедовой болезнью. С помощью учителя учащиеся составляют в тетради следующую запись:
Базедова болезнь
Слизистый отек
(количество гормонов повышено)
Кожа влажная.
Дыхание и сердцебиение учащено.
Температура повышена.
Возбудимость нервной системы повышена.
Исхудание.
(количество гормонов понижено)
Кожа сухая, выпадают волосы.
Дыхание и сердцебиение замедлено.
Температура понижена.
Возбудимость понижена, вялость, мышечная слабость.
Отечность.
После заполнения таблички учащиеся формулируют выводы о влиянии гормонов щитовидной железы на организм. Сначала они говорят о влиянии на рост, метаморфоз, т. е. развитие. Учитель предлагает связать выводы из фактического материала со знаниями об обмене веществ. Тогда учащиеся правильно обращают внимание на влияние гормона щитовидной железы на усиление обмена веществ, повышение траты кислорода. Учитель характеризует тироксин: тироксин — аминокислота, молекула которой содержит 4 атома йода. Введение в организм одного миллиграмма тироксина повышает расход энергии на 100 ккал. Можно указать, что изучение методом меченых атомов показало накапливание почти всего вводимого в организм йода в щитовидной железе.
В беседе о лечении заболеваний, связанных с нарушением деятельности, щитовидной железы, учитель ставит следующие вопросы: как лечить слизистый отек? Как лечить базедову болезнь? Что лучше, вводить гормоны в кровь или пересаживать железы под кожу или в брюшную полость? Что лучше, кормить кусочками железы или вводить гормоны в кровь?
При сопоставлении нормальных по росту людей с карликами и великанами учащиеся легко усваивают материал о значении гормонов гипофиза, Нужно только указать, что карлики по своему умственному и физическому развитию нормальные люди, а гипофизарные великаны иногда отличаются ослабленным здоровьем. В заключение этой части беседы учитель сообщает о важном значении гипофиза, который часто называют «дирижером оркестра гормонов». В нем вырабатываются гормоны, воздействующие на работу других желез внутренней, секреции. Гормоны гипофиза также влияют на разные стороны обмена веществ, повышают способность к сокращению гладких мышц, задерживают воду в организме, влияют на обмен жиров, кровяное давление.
Все железы внутренней секреции так или иначе взаимодействуют друг с другом. На жизненные процессы действует несколько гормонов; одни усиливают какой-либо процесс, другие ослабляют. Так, например, для нормального роста нужны и гормон роста гипофиза, и тироксин, и инсулин.
Под непрерывным контролем желез внутренней секреции находится работа почек, печени, потовых желез, активно участвующих в поддержании постоянства состава крови, тканевой жидкости и лимфы. Гормоны регулируют обмен веществ, приспосабливая его к меняющимся условиям жизни; они быстро устраняют отклонения от нормы во внутренней среде. В действии гормонов можно также видеть конкретные примеры саморегуляции, свойственной организму. Так, например, при усилении секреции гормонов гипофиза усиливается выделение гормонов надпочечника; накопление их в крови тормозит активность гипофиза, и все приходит к норме. Или другой пример: под влиянием адреналина повышается количество сахара в крови, и это стимулирует выработку инсулина, который устраняет излишки сахара из крови.
В заключение беседы учитель, изображая на доске схему (рис. 67), еще раз указывает на взаимосвязь между гуморальной и нервной регуляцией.
Ученик, подготовивший сообщение о практическом значении знаний о гормонах, рассказывает о лечении больных, о новых лечебных препаратах и т. д.
Проверка усвоения материала может быть проведена очень экономно.
Учитель пишет на доске или диктует учащимся для записи в тетради условный код обозначения гормонов, например: тироксин — а, гормон роста — б, адреналин — в, инсулин — д. Затем он диктует вопросы, а учащиеся должны, пометив номер вопроса, написать только букву, обозначающую наименование гормона. Проверка работы проводится очень быстро. Работа занимает не больше 7—8 минут и состоит из двух вариантов.
I вариант. 1. Под действием какого гормона человек может побледнеть? (в)
2. В моче человека обнаружен сахар. Какого гормона не хватает у данного больного? (д)
3. Какой гормон заметно повышает расход энергии в организме? (а)
4. Под влиянием какого гормона головастик в опыте очень быстро превратился в маленькую лягушку? (а)
Ответ учащихся имеет следующий вид:
1—в
2—д
3—а
4—а
II вариант. 1. Укажите гормоны противоположного действия (вид).
2. Какой гормон, количество которого обычно возрастает после еды, способствует превращению сахара в гликоген? (в)
3. Какой гормон выделяется усиленно в кровь при сильных чувствах (в) 4. Недостаток какого гормона приводит к заболеванию слизистым отеком? (а)
Задание на дом: статья учебника «Щитовидная железа и гипофиз».
Рис. 67. Схема взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции:
1 — нервная система; 2 — железа внутренней секреции; 3 — клетки органов; 4 — кровеносная система. Стрелками показано, что нервная система влияет на клетки (5) и на железы внутренней секреции (6) непосредственно. Железы внутренней секреции через кровеносную систему (7) влияют на нервную систему (8) и на клетки (9), кроме того, химические вещества многих клеток также влияют на нервную систему (10)
Урок на тему «Щитовидная железа и гипофиз» (второй вариант)
Если на уроке учитель показывает фильм «Железы внутренней секреции», то его материал заменяет поисковую беседу и обсуждение опытов. Закрепление материала проводится решением следующих вопросов-задач: в некоторых горных районах, а так» же в районах с подзолистыми почвами вода и почвы бедны йодом. Люди получают его недостаточно потому, что пьют воду и едят растения, в которых недостаточно йода. Щитовидная железа реагирует на недостаток йода слабой выработкой гормона при сильном разрастании соединительной ткани самой железы. Она достигает 4—5 килограммов. Заболевание называется зобом. Как лечить зоб? Как предупреждать заболевание? (Добавляется к поваренной соли йодистый калий.)
Аксолотль — личиночная стадия хвостатого земноводного амбистомы. Обычно в нормальных условиях жизни он не превращается во взрослое животное, а размножается в личиночном состоянии. Но если аксолотля кормить щитовидной железой, он превращается в амбистому. Какие два вывода можно сделать из этих фактов?
Несколько столетий назад один из китайских императоров запретил жителям одного города употреблять в пищу морские водоросли. Почему после этого среди населения началось массовое заболевание зобом?
Что доказывают случаи, когда после сильных нервных потрясений у людей происходило заболевание щитовидной железы?
Ответы учащихся оцениваются.