Урок на тему соединение костей и первая помощь при вывихах и переломах (первый вариант)

Задача урока: установить зависимость характера соединения костей отделов скелета от выполняемых функций, дать понятие о приспособленности сустава к функции, научить оказывать первую помощь при переломах и вывихах.
Оборудование. Демонстрационный материал: скелет человека; натуральный вскрытый сустав млекопитающего животного; модель или муляж строения сустава; кинофильм «Сустав»; таблицы: «Строение костей и типы их соединения», «Вывихи и переломы костей».
Раздаточный материал: карточки с немыми схемами строения сустава и различных форм суставов (рис. 7 и 8), палочки, дощечки, бинт, линейки (для шин).

План урока

1. Изучение нового материала. Типы соединения костей.

Беседа; демонстрация учащимися различных типов соединения костей.

Рассказ учителя.
Строение сустава.
Зарисовка схемы строения сустава на доске.
Беседа.
Приспособленность строения сустава к функции.
2.       Закрепление. Соединение костей.
Самостоятельная работа по карточкам.
3.       Повторение.
Строение и состав костей.
Беседа.
4.       Изучение нового материала. Помощь при переломах и вывихах.

Рассказ учителя.

Упражнения в наложении шин и повязок.

Проведение урока
Спрашивая учащихся о значении скелета, учитель вводит их в тему урока. Исходя из ответа ученика, он указывает, что в связи с опорной, защитной и двигательной функциями в скелете наблюдается три типа соединений: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Ставится задача урока — выяснить, как соединяются между собой кости в скелете и в чем приспособленность характера соединений к выполнению функции.
Учитель кратко описывает неподвижное и полуподвижное соединение костей и предлагает учащимся привести примеры таких соединений в скелете. Учащиеся указывают неподвижные соединения костей в скелете, отмечая их защитное значение.
Полуподвижные соединения учитель показывает по скелету, а учащиеся рассматривают их по рисунку в учебнике на стр. 32.
Затем ученик показывает на скелете подвижные соединения костей; находит на себе суставы (коленный, локтевой, лучезапястный) и определяет, какие движения возможны в них.
Только после этого учитель предлагает ученику рассказать о строении типичного сустава по изображенной на доске схеме его строения. Ученик может это сделать потому, что материал о строении сустава уже объяснялся на первом уроке и ученики учили его по учебнику. Но они еще не знают функциональных особенностей строения сустава. Учитель спрашивает: какие качества важны для функции сустава? Что еще очень существенно при соединении двух движущихся частей? Что смягчает удары костей при движении? Какие особенности в строении сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей, хорошую подвижность костей и смягчение толчков?
Для закрепления знаний о строении суставу проводится самостоятельная работа. Учитель на примере блоковидного сустава пальцев поясняет, какое имеет значение форма суставных поверхностей для выполнения того или другого движения. Затем учащиеся получают карточки (рис. 7 и 8), на которых обозначают карандашом, какие движения возможны в изображенных на них суставах, а на других карточках подписывают названия частей сустава. Во время заполнения карточек учитель показывает вскрытый сустав или его модель.
По окончании этой работы повторяется материал о строении и составе костей по следующим вопросам: каково внешнее строение кости? Каково внутреннее строение кости? Что придает ей прочность, что — относительную легкость? Будет ли различаться строение кисти боксера и пианиста? Почему? Какие качества кости обеспечиваются ее составом? Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность, кости все-таки могут быть сломаны? На последний вопрос учащиеся затрудняются ответить правильно. Учитель разъясняет, что прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же в другом направлении, например при падении, кость может сломаться.
Учитель показывает на каком-либо ученике, как в случае перелома накладывать шину из подсобных материалов, рассказывает про обнаружение перелома просвечиванием рентгеновскими лучами, напоминает о роли надкостницы в сращивании сломанной кости. Рассказывая о помощи при вывихах, учитель подчеркивает недопустимость попыток самостоятельного вправления сместившихся в суставе костей.
В заключение урока учитель вызывает двоих учащихся. Один из них накладывает другому шину на «сломанное» предплечье, поясняя значение оказываемых мер помощи.
Задание на дом: статья учебника «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей».

Урок на тему «Соединение костей и первая помощь при вывихах и переломах» (второй вариант)

Если на уроке может быть использован фильм «Сустав», то вместо рассказа учителя о строении сустава можно без предварительного объяснения показать первый фрагмент фильма. После его просмотра учащиеся получают карточки с немыми схемами строения сустава и заполняют их. Учитель в это время проходит по рядам и демонстрирует натуральный сустав или его модель. Перед демонстрацией второго фрагмента — «Многообразие движений в суставах» учитель на одном из учащихся показывает круговые движения в плечевом суставе, сгибание и разгибание в суставах пальцев. Учащиеся видят, что характер движений в разных суставах неодинаков. В результате просмотра фрагмента фильма учащиеся должны дать объяснение различий движений в тазобедренном, плечевом и других суставах.
После просмотра третьего фрагмента — «Первая помощь при вывихах и растяжении связок» учащиеся в качестве упражнения показывают на ком-либо из своих товарищей оказание помощи при вывихе плеча, пальца или предплечья.
Учитель же кратко рассказывает о первой помощи при переломах и демонстрирует наложение шины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,201 сек. | 12.58 МБ