Урок на тему состав крови тканевая жидкость и лимфа

Задача урока: дать понятие о тканевой жидкости и ее значении; на основе конкретных представлений образовать понятие о сложном составе крови; сформировать общее понятие о внутренней среде организма.
Оборудование. Демонстрационный материал: цилиндр с отстоявшейся кровью; таблица «Кровь человека»; кинофильм «Состав и свойства крови» (1-й фрагмент).
Урок на тему
ПЛАН УРОКА
1. Изучение нового материала. Значение крови и кровообращения.
Беседа с учащимися. Рассказ учителя и демонстрация отстоявшейся
крови.
Состав крови.
2. Закрепление.
Тканевая жидкость и ее значение.
Заполнение схемы по составу крови.
Рассказ учителя и демонстрация схемы образования тканевой жидкости.
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА
Урок начинается с изучения нового материала. На вопрос, какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных, учащиеся обычно отвечают, правильно, указывая ее роль в переносе питательных веществ и кислорода к клеткам и в выведений продуктов распада во внешнюю среду.
Учитель переходит к объяснению состава крови, демонстрирует отстоявшуюся кровь и обращает внимание на цвет плазмы и слой красных кровяных телец, их цвет, количество. Тоненькую сероватую пленку белых телец, которая находится между плазмой и эритроцитами, показать всему классу сразу очень трудно. Поэтому учитель, проходя по рядам, показывает ее учащимся. Для лучшего запоминания терминов учитель объясняет учащимся их происхождение и записывает на доске. Как закрепление нового материала можно предложить учащимся заполнить следующую схему с помощью учебника.

Составные части крови
плазма 60%
клетки 40%
а)       эритроциты
б)       лейкоциты
в)       кровяные пластинки
Количество в 1 мм3 крови
5 млн.
5—10 тыс.
200—300 тыс.

После заполнения схемы один из учеников обобщает знания по составу крови и ее функции. Учитель ставит перед учащимися задачу: кровь движется по замкнутой системе сосудов. Как же она может выполнить эти функции? Для того чтобы учащиеся могли решить эту задачу, он рассказывает о тканевой жидкости, ее образовании и значении, поступлении кислорода и питательных веществ в тканевую жидкость, выводе продуктов жизнедеятельности.
Как же образуется тканевая жидкость в организме человека? Учитель изображает на доске схему образования тканевой жидкости, циркуляции ее в межклеточных пространствах, всасывания ее лимфатическими сосудами (рис. 20). В конце рассказа учитель говорит о постоянстве химического состава крови и тканевой жидкости и дает первое понятие о внутренней среде организма.
В заключение урока можно показать первый фрагмент фильма «Состав и свойства крови».

Для проверки усвоения нового материала учитель ставит следующие вопросы учащимся: к какой ткани можно отнести кровь и почему? Почему для жизни клеток необходима жидкая среда? Почему наружные клетки верхнего слоя кожи человека мертвые? Что образует внутреннюю среду организма человека? Из каких основных частей состоит кровь? Каково их значение?
Задание на дом: статья учебника «Внутренняя среда организма».
Проделать опыт: два одинаковых прямоугольных кусочка картофеля положить в разные стаканы; в один прилить снеговую или дождевую воду (вместо дистиллированной), в другой — концентрированный раствор соли. Через сутки измерить кусочки и отметить, что произошло с каждым из них.

Рис. 20. Схема образования тканевой жидкости (рисунок на доске): 1 — кровеносные капилляры, 2 — клетки; 3 — межклеточное пространство; 4 — лимфатический капилляр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 57 | 0,358 сек. | 12.63 МБ