Урок на тему строение сердца

 Задача урока: дать конкретное представление учащимся о строении сердца, о связи формы его и функции.
Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы: «Сердце человека», «Кровеносная система», «Схема кровообращения и движения лимфы», «Фазы работы сердца»; модель сердца; торс человека; цветные мелки.
Раздаточный материал: натуральное сердце животного или модели сердца.

План урока
1.       Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Строение сердца.
Лабораторная работа.
2.       Закрепление.
Беседа.
Вычерчивание схемы строения сердца.

Проведение урока
Урок начинается с рассказа учителя о расположении и строении сердца человека. Учитель напоминает учащимся, что сердце человека почти не отличается по строению от сердца высших млекопитающих животных и выполняет ту же функцию — функцию насоса. Расположение сердца он показывает на торсе человека, учащиеся определяют и показывают его на себе.
Натуральное сердце очень сложный объект. Поэтому его изучение во время лабораторной работы необходимо сочетать с предварительным ознакомлением по таблице и демонстрацией натурального сердца крупного животного. Учитель показывает, как найти основание и вершину сердца, как определить предсердия, как отличить левую половину от правой и т. д. (рис. 26). При демонстрации частей сердца на таблице учитель одновременно говорит об их роли, о движении крови в определенном направлении.
Вопросом: почему кровь движется только в определенном направлении и не возвращается из желудочков в предсердия, а из артерий в желудочки? — учитель подчеркивает значение створчатых и полулунных клапанов сердца.
Затем учащиеся переходят к самостоятельному изучению строения сердца на натуральных объектах по заданию в учебнике на странице 250. Лабораторная работа проводится по звеньям в 4—6 человек.
В заключение лабораторной работы учитель беседует с учащимися по ряду основных вопросов: чем объясняется различие в толщине стенок правого и левого желудочков? Как вы определили сосуды сердца — артерии и вены? Чем отличаются створчатые клапаны от полулунных (по строению и расположению, функции)? Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердия? Что произойдет, если эти клапаны не будут плотно прикрываться? Здесь уместно сказать, что подобное явление
наблюдается при пороках сердца.
В конце урока учитель чертит на доске схему строения сердца, строго соблюдая пропорции в размерах предсердий и желудочков и в толщине их стенок (рис. 27). Учащиеся чертят ее в своих тетрадях и обозначают части и сосуды сердца. Клапаны обозначают условными значками.
Если трудно достать натуральные сердца, лабораторную работу можно провести с моделями сердца (кроме 8-го пункта в задании). Если не окажется у учителя ни натуральных объектов, ни муляжей, изучение сердца можно сочетать с демонстрацией таблиц и первого фрагмента кинофильма «Строение и работа сердца», с работой по рисункам учебника.

Задание на дом: статья учебника  «Сердце»; нарисовать немую схему строения сердца на карточках.
Примечание. Если в школе несколько восьмых классов, то вычерчивание немых схем можно чередовать; в одном дать на дом начертить схему кровообращения, а в другом — схему строения сердца, которые учитель потом использует для опроса в любом классе.

Рис. 26. Линии разреза натурального сердца млекопитающего
A. Положение сердца при вскрытии правого желудочка а правого предсердия
B. Положение сердца при вскрытии левого желудочка и левого предсердия
Рис. 27. Строение сердца (схематический рисунок на доске):
1 — левое предсердие; 2 — левый желудочек; 3 — правое предсердие; 4 — правый желудочек; 5 — створчатые клапаны; 6 — полулунные клапаны; 7 — аорта; 8 — легочная артерия; 9 — легочные вены; 10 —  вены большого круга кровообращения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 67 | 0,407 сек. | 12.51 МБ