Задача урока: установить, что мышление и сознание связаны с материальным органом — корой больших полушарий; доказать ложность религиозных представлений о душе.
Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы: «Образование и внешнее торможение условного рефлекса», «Головной мозг», «Центры речи», муляж мозга человека.
План урока
1. Проверка знаний.
Индивидуальный опрос.
2. Изучение нового материала.
Связь сознания и мышления с функциями мозга. Социальная обусловленность сознания человека. Ложность религиозного учения о «душе».
Рассказ с элементами беседы.
3. Обобщение.
Беседа.
Проведение урока
Проверка знаний проводится путем связных рассказов обобщающего порядка. Такими темами могут быть: «Изучение условных рефлексов в лаборатории И. П. Павлова»; «Роль внешнего и внутреннего торможения в жизни животных»; «Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов»; «Особенности высшей нервной деятельности человека»; «Замещающая и обобщающая роль слова».
Отвечающим учащимся учитель предлагает дополнительные вопросы более частного порядка, проверяющие сознательность и глубину понимания пройденного материала. Можно использовать следующие вопросы: как объяснить, что у некоторых людей лай собаки вызывает сердцебиение? Как проверить, может ли обезьяна отличить синий цвет от голубого? Почему происходит задержка чихания, если потереть переносицу? Как изменятся рефлексы у животных в заповеднике? Объясните, почему во время чтения интересной книги вы вокруг себя ничего не замечаете. Ученику сказали, что был звонок на урок, он побежал в класс; объясните, с какой функцией слова мы встречаемся в этом примере. Почему человеку достаточно сказать, что данное вещество ядовито, и он не станет его пробовать?
В заключение проверки проводится в классе небольшой эксперимент, результаты которого должны объяснить сами учащиеся на основе своих знаний о замещающей и обобщающей функции слов. Учитель предлагает учащимся при зажигании света поднимать руки, а затем поочередно зажигает разные источники света — лампочку, фонарь, спичку. Но эти действия чередуются с некоторыми другими движениями — подниманием стакана, хлопаньем в ладоши, взятием указки. Учащиеся должны объяснить, что поднимание рук — рефлекс на определенное слово — «свет», которое вычленило и обобщило свойства различных предметов. Почему сразу проявился рефлекс? Фраза «при зажигании света поднимайте руки» привела к замыканию временных связей между зрительными и двигательными центрами через слуховой центр речи в коре.
Приступая к объяснению нового материала, учащиеся вспоминают, как усложняется поведение животных в связи с возрастанием массы коры больших полушарий, как усложняется поведение ребенка с возрастом. Учитель приводит примеры нарушения функций у людей с недостаточно развитой корой больших полушарий. Он подчеркивает, что какое бы то ни было развитие без Коры Невозможно. Следовательно, первый вывод, который должны сделать учащиеся, — сознание и мышление связаны с нормально развитой корой больших полушарий.
В следующий момент урока можно познакомить учащихся с нарушениями функций коры, зависящими от внешних воздействий. Здесь можно рассказать об исследованиях, проведенных И. П. Павловым и его учениками, над собаками, у которых при нарушении протекания в коре больших полушарий процессов возбуждения и торможения возникали резкие отклонения в поведении. Различные внешние причины — нарушение обмена веществ, очень сильное раздражение, которое мы называем нервным потрясением, приводят у людей к нарушению в коре головного мозга взаимодействия возбуждения и торможения и к психическим заболеваниям.
Религия использовала незнание причин психических заболеваний и, объявляя больных людей одержимыми «нечистой силой», часто отправляла их в средние века на костры инквизиции.
Ученики делают вывод: без нормальной деятельности коры головного мозга не может быть мышления и сознания у человека.
Учитель ставит вопрос для перехода к следующему разделу урока: под влиянием чего же формируется сознание человека?
Для решения этой проблемы внимание учащихся привлекается к следующим физиологическим задачам: ребенок в возрасте 6—8 месяцев попадает в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьется ли у него мышление? Учитель рассказывает о поведении детей, воспитанных животными.
А если подросток в возрасте 8—10 лет попадает на необитаемый остров и находит условия пропитания, но не имеет себе подобных спутников жизни, как идет его развитие? Под влиянием чего формируется мышление и сознание?
Ставится новая задача: предположим, что совсем маленький ребенок — сын капиталиста — попал в Советский Союз и вырос в нашей стране в окружении советских людей. Будет ли он отличаться по своим взглядам от советских детей? Учащиеся делают вывод, что мышление формируется под влиянием семьи, школы, книг, кино, товарищей и всей окружающей общественной жизни. Учитель подчеркивает, что в разных исторических обществах формируется разное сознание.
От этого вывода учитель переходит к истокам зарождения религии. Центральным вопросом религии является лжеучение о нематериальной «душе», не зависящей от тела. В классовом обществе было выгодно учение о вечно живущей душе, оно отвлекало трудящихся от борьбы за улучшение жизни на земле, обещая «райскую загробную жизнь». Истоки религии восходят к тому времени, когда Человек, не зная причин многих явлений, был бессилен перед природой и господствующими классами.
Научное изучение высшей нервной деятельности не оставляет места для «души». Какие доказательства вы можете привести в опровержение религиозного представления о «душе»? Учитель обобщает ответы учащихся и указывает, что учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности всегда вызывало возмущение приверженцев религии. И. М. Сеченова за его книгу «Рефлексы головного мозга» собирались заточить в монастырь.
Задание на дом: повторить всю статью «Высшая нервная деятельность человека» и выучить раздел «Зависимость сознания человека от функций керм больших полушарий».