Задача урока: дать понятие о значении в высшей нервной деятельности внешнего и внутреннего торможения; на основе обобщения материала об образовании, торможении условных рефлексов и различении раздражителей дать понятие о физиологических основах поведения животных.
Оборудование. Демонстрационный материал: живые объекты — морские свинки, кролики, котенок или другие животные; картины из серии «Мир животных»; кинофильмы: «Торможение рефлексов», или «Поведение животных», или «Условные рефлексы», 3-я часть; таблица «Образование и внешнее торможение условных рефлексов».
План урока
1. Проверка знаний.
Письменная работа. Беседа.
2. Изучение нового материала.
Внешнее торможение.
Рассказ с элементами беседы.
Демонстрация торможения условных рефлексов на животных.
Внутреннее торможение.
Рассказ с элементами беседы.
Различение раздражений в коре больших полушарий.
Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.
Краткие сообщения учащихся и беседа.
3. Обобщение.
Беседа.
Проведение урока
В начале урока учащиеся на небольших карточках или листочках изображают дуги условных рефлексов. В первом варианте — дугу слюноотделительного рефлекса на почесывание и во втором варианте — дугу оборонительного на звук колокольчика. Работа занимает не больше пяти минут, и после ее окончания проводится фронтальная проверочная беседа: что такое условный раздражитель? Что такое безусловный раздражитель? Какая существует связь между безусловным и условным рефлексами? Чем отличаются условные рефлексы от безусловных? Почему говорят, что для И. П. Павлова слюнная железа являлась «окном» в мозг, и почему говорят, что она же была «мостиком» для перехода от изучения пищеварения к изучению высшей нервной деятельности? Как выработать условный оборонительный рефлекс на вид предмета круглой формы? Будет ли выделяться слюна у человека при виде ананаса, который он увидел первый раз в жизни? Как выработать у домашнего животного условный рефлекс не брать пищу из рук чужих людей? Приведите примеры безусловного рефлекса. Ответ на последний вопрос дает учителю возможность указать, что условные рефлексы тормозятся, и на данном уроке нужно решить, какое биологическое значение имеют разные виды торможения.
Учитель приводит пример внешнего торможения условного > рефлекса. Другой, аналогичный пример внешнего торможения указывают учащиеся. Затем на доске учитель, изображая схему дуги условного рефлекса, торможение которого разбирается, объясняет сущность внешнего или безусловного торможения. Учащиеся вспоминают примеры внешнего торможения безусловного рефлекса. Учащиеся делают вывод: внешнее торможение врожденное и свойственно всей центральной нервной системе.
Теперь для закрепления материала на животном демонстрируется внешнее торможение того условного рефлекса, который уже был показан на прошлом уроке. Учащиеся объясняют наблюдаемый пример торможения на основе только что полученных знаний. Затем выясняется значение внешнего торможения для поведения Животных. Учитель просит привести пример внешнего торможения у человека.
После этого юные физиологи демонстрируют на кролике, кошке или другом животном угасание рефлекса, рассказывая, как они Добились этого.
Учитель разъясняет причину временного исчезновения рефлекса, уточняя по схеме дуги условного рефлекса место локализации торможения (район временной связи).
Учащиеся отвечают на вопросы: как в лаборатории, изучающей условные рефлексы, Можно затормозить у опытного животного выработанный рефлекс? Какое значение имеет угасание или внутреннее торможение условных рефлексов? Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека.
Учитель подчеркивает, что при неподкреплении условных рефлексов безусловными раздражителями они теряют свое сигнальное значение. Объяснение вопроса о различении раздражений можно провести на примере любого опыта из проводившихся в лаборатории И. П. Павлова (различение ударов метронома, круга и эллипса, звука звонка и колокольчика, сходных запахов, интенсивности света и т. д.).
В этом материале важно подчеркнуть, что анализ, т. е. различение раздражителей, происходит при помощи внутреннего торможения, развивающегося в районе коры, воспринимающем неподкрепляемое раздражение.
Но в связи с данным вопросом следует напомнить, что в коре происходит и синтетическая, т. е. объединяющая, деятельность— создание целостных образов предметов и явлений.
О значении образования и торможения условных рефлексов в жизни высших животных рассказывают учащиеся. Они готовятся к уроку заранее. Свои сообщения они сопровождают демонстрацией таблиц.
Так, например, используя картину «Белый медведь среди льдов», ученик рассказывает, какие могут быть условные рефлексы у медведя, как они помогают ему охотиться, какие раздражители он различает, чем может быть ему полезно внешнее торможение и как его условные рефлексы при неподкреплении затормозятся. Хорошо, если ученик остановится и на изменении условных рефлексов белого медведя, попавшего в зоопарк.
После докладов учитель делает общий вывод о том, что условные рефлексы, их внешнее и внутреннее торможение способствуют успеху в межвидовой борьбе за существование и в биологическом внутривидовом состязании.
Учитель подводит учащихся к общим выводам: каково же в целом значение высшей нервной деятельности животных? Сопоставьте поведение нормального животного с поведением животного, лишенного коры больших полушарий.
Учащиеся формулируют следующие суждения: анализ раздражителей и условнорефлекторная деятельность коры обеспечивают в борьбе за жизнь необходимые взаимоотношения организмов с окружающей органической и неорганической внешней средой. По учебнику зачитывают определение понятия высшей нервной деятельности (стр. 207).
Задание на дом: продолжить изучение статьи «Образование условных рефлексов» от раздела «Биологическое значение условных рефлексов»; заново учить статью «Торможение условных рефлексов». Учащимся, у которых есть домашние животные, дается задание провести опыты по различению раздражений.
Урок на тему «Торможение условных рефлексов» (второй вариант)
Если учитель будет строить урок на демонстрации кинофильма «Торможение рефлексов», то структура его меняется. Фильм можно показать после проверочной беседы, не давая никаких предварительных объяснений, а только поставив соответствующую познавательную задачу. Но демонстрировать его удобно по фрагментам. После первого фрагмента, раскрывающего внешнее торможение, можно провести небольшую беседу, в процессе которой учащиеся будут приводить примеры, аналогичные показанным в фильме. Затем следует четко повторить материал о внешнем или безусловном торможении.
После второго фрагмента учащиеся решают поставленные в фильме задачи и дают определения значения и сущности безусловного, или внутреннего, торможения. Последнюю часть урока можно провести по такому же плану, как и в первом варианте.
Третью часть другого фильма — «Условные рефлексы» также придется демонстрировать в середине урока, но после его просмотра придется больше внимания уделить примерам торможения у животных в природных условиях. Фильм «Поведение животных» лучше использовать при всех вариантах в той части урока, которая посвящена биологическому значению образования и торможения рефлексов. В первом варианте урока его демонстрация заменяет сообщения учащихся. Перед показом этого фильма учащимся можно дать такое задание: обратите внимание, как вырабатываются условные рефлексы у животных, какие конкретные примеры их даны в фильме, какие вы увидите примеры торможения. После просмотра можно предложить учащимся ответить на вопросы: какие и у какого животного вы заметили условные рефлексы? Какое они имеют значение для животного? Приведите примеры внешнего торможения из фильма. Какое они имели значение для поведения животного? Приведите примеры внутреннего торможения и его значения для животного.