Человек и животные

Отражение этого исторического процесса можно наблюдать в течение индивидуального развития каждого ребенка. По мере формирования головного мозга постепенно развивается его психическая деятельность в форме, присущей только человеку: возникает речь, выявляются и развиваются способности  абстрактного и логического мышления. Таким образом, определяется «животное происхождение» самого главного проявления человеческой натуры.
Не ставя перед собой задачу изложить историю происхождения человека, которая представляет самостоятельную тему, обширную и увлекательную, мы сделали здесь попытку на примере лишь некоторых фактов показать положение человека в природе. Можно смело присоединиться к словам И. Аугуста и 3. Буриана: «…для нас является совершенно ясным: если кто-нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить» *.
Теперь читателям, еще не приступившим к изучению анатомии и физиологии человека, должно быть понятно, что в строении и жизни человеческого организма мы встретим очень много существенных черт сходства с животными. Это имеет огромное значение, ибо дает нам возможность познавать многие тайны жизни человека, изучая животных. Ведь очень многие механизмы важнейших жизненных процессов можно узнать только в результате опытов на животных. Правильность же наших представлений, полученных таким путем, подтверждается практикой.
Итак, по своему положению в природе человек относится к высшему классу позвоночных животных — к так называемым млекопитающим, и вместе с высшими человекообразными обезьянами относится к высшей группе этого класса — к так называемому отряду приматов. Основные отличия человека от животных заключаются не столько в физических особенностях его строения, которые, конечно, несомненны, сколько в социальном характере его жизни, труде и членораздельной речи, вследствие этого в жизни современного человека, наряду с биологическими факторами, важнейшее и ведущее значение имеют факторы социальные.

* И. Аугуста и 3. Буриан. Жизнь древнего человека, Прага, I960, стр. 5.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 52 | 0,216 сек. | 12.87 МБ