Когда мы начинали исследования желтого сахара, в литературе  о его биологическом действии не было почти никаких сведений. Положение не  изменилось и к настоящему времени. То немногое, что удалось найти, собрано в  настоящей главе.
Следует сказать, что и о белом сахаре, и о его  разновидностях люди знают очень мало. Многие из них, вероятно, считают, что  существует только легкорастворимый сахар, удобный для всегда и во всем  торопящегося человека наших дней. Большинство никогда не видело сахарной  головки (литого сахара в виде конуса массой 3 кг), многие позабыли вкус  колотого сахара, который часто ели вприкуску и всегда меньше, чем при  растворении его для получения сладкого чая. В некоторых странах Азии мелкие  сахарные предприятия производят сахар в виде выращенных крупных кристаллов.
Белый сахар — продукт современной технологии. Это  удивительный пример, когда пищевой продукт, обладающий чистотой химического  реактива, выпускается десятками миллионов тонн. Но в дотехнологическую эру,  всего сто или еще меньше лет тому назад, большая часть производимого сахара  оставалась недоочищенной. Это был сахар-сырец, или так называемый желтый сахар.  Для многих развивающихся стран Азии и Африки эта ситуация сохранилась до  настоящего времени, и подавляющее большинство населения этих государств  потребляют желтый сахар.
В развитых странах Западной Европы и Америки наряду с белым  имеется и желтый сахар. Его продают в продовольственных магазинах, подают к  столу во всех кафе и ресторанах. Считают, что кофе с желтым сахаром вкуснее и  ароматнее, чем с белым. Желтый сахар — обязательный компонент некоторых  коктейлей. Из бесед со многими людьми в ряде стран одному из авторов данной  книги удалось выяснить, что большинство обывателей не знают никакой разницы  между белым и желтым сахаром, кроме их цвета и вкуса. В угоду вкусу  пренебрегают небольшим вредом примесей, которые содержатся в желтом сахаре.
В странах, где используют белый и желтый сахар, последний  явно обеднен вниманием его производителей. Белый сахар всегда стандартен,  пересыпается одинаковыми кристаллами или заключен в строгих геометрических  гранях прессованных кусочков. Желтый сахар бывает самого различного цвета: от  темно-коричневого (сахар-сырец) до чуть желтоватого. Желтый сахар в виде песка  состоит из кристаллов разной величины, а кусочки его, как правило, неправильной  формы. Желтый сахар называют Золушкой сахарной промышленности или бастром (от  англ. bastard — «незаконнорожденный») и считают сахаром низкого качества.
Но не везде к темным видам сахара такое отношение. В Индии,  например, как и много веков назад, производится gur (гур) или jaggery  (сахар-сырец), получаемый из сока сахарного тростника или некоторых видов  пальм. По цвету гур варьирует от темно-коричневого до кремового, его и сейчас  широко используют для изготовления сладостей, кондитерских изделий и некоторых  напитков. В Индии высоко ценят полезные свойства и вкус гура, считая его и  пищей, и лекарством [119].
В развитых странах Европы и Америки отношение к желтому  сахару очень странное. Его производят, продают, подают к столу и в то же время  награждают нелестными именами. Д. Юдкин [138] одну из глав своей книги назвал  «Коричневый прекрасен», однако для характеристики желтого сахара хороших слов у  автора намного меньше, чем плохих. Человек станет значительно здоровее, пишет  ученый, если будет использовать только желтый сахар и никогда не потреблять  какой-либо продукт с рафинированным сахаром. В другом месте хорошее он видит  только в том, что желтого сахара не съешь столько, сколько белого;  следовательно, и вред от желтого будет меньшим. Д. Юдкин считает, что сырец —  грязный материал, что в желтом сахаре не содержится достаточного количества  витаминов и микроэлементов для удовлетворения потребностей организма. По его  представлениям, желтый сахар так же плох, как и белый, потому что в нем 90—95 %  сахарозы. В силу этого нельзя считать, что рафинированный сахар  «ненатуральный», а сахар-сырец «натуральный». Это равносильно тому, пишет  автор, что сказать: «Я одет, если на мне все, включая галстук, но я голый, если  не надел галстука».