Что такое врачебная этика-2

Особенности медицинской деятельности порождают специфические требования к нравственно-психологическим качествам врача. А. П. Чехов писал: «Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». «…Работников Медикосантруда, — говорил М. И. Калинин, — нельзя сравнивать с работниками других профессий. Тех качеств, которые требуются для других категорий, еще недостаточно для работников Медикосантруда». Он считал, что наиболее важными профессионально-нравственными качествами медицинских работников являются альтруизм, «известное самоотречение» и самодисциплина. Отсутствие этих качеств может служить достаточным основанием для того, чтобы лишить специалиста нрава заниматься врачеванием.
Медицинская деятельность требует от врачей готовности к самопожертвованию. Ведь даже больного гриппом изолируют от здоровых людей, врач же по роду своей деятельности должен вступать в контакт с любым больным.
Врачу в значительно большей степени, чем представителям многих других профессий, необходимо умение подчинять свои личные интересы общественным (чтобы попять это, достаточно даже самых прозаических жизненных примеров: врач только что принял ванну, а его в пургу вызывают к роженице, собрался в гости — у соседа сердечный приступ и т. п.). С. П. Боткин так писал об этой особенности врачебной работы: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни…» Не менее необходимо ему и профессиональное хладнокровие, позволяющее ясно мыслить и быть твердым, когда в трудных ситуациях нужно принимать решение.
Известно, что в процессе длительной медицинской практики возможно притупление чувств врача: у одних в большей, у других в меньшей степени вырабатывается привычка к страданиям больных. Это делает чрезвычайно актуальной задачу воспитания у медицинских работников особой культуры чувств. Врач немыслим без таких качеств, как доброта, чуткость, мягкость. Например, больная, с надеждой заглядывая в глаза врачу, спрашивает: «Могу я надеяться, что вы меня вылечите, доктор», — и в ответ слышит: «У нас не сапожная мастерская, гарантии мы не даем». Подобные черствость, бездушие, безразличие к судьбе больного человека непременно сказываются на лечении, какими бы большими профессиональными знаниями ни обладал врач. Привыкание к страданиям больных, профессиональное хладнокровие не должны превращаться у врача в черствость, бездушие. Морально воспитанный врач как раз сумеет провести здесь нужную грань.
Таким образом, необходимость существования врачебной этики обусловлена прежде всего особым характером отношений между медицинскими работниками и больными. Моральные нормы, регулирующие эти отношения, и их обоснование составляют основное содержание врачебной этики.
Подчеркивая это положение, следует отметить и то, что специфика врачебной деятельности сказывается не только на отношении «врач — больной». Н. А. Семашко в статье «Об облике советского врача» писал, что врачебная этика включает три группы вопросов: 1) отношение врача к больному; 2) отношение врача к коллективу (обществу); 3) отношение врачей между собой.
Совершенно очевидно, что одним из требований врачебной этики должно быть установление в медицинских коллективах отношений требовательности и взаимопомощи. В коллективе медицинского учреждения особенно нетерпимы грубое обращение друг к другу, высокомерное отношение к мнению других, в том числе и к мнению среднего медицинского персонала. Дело не только в том, что подобные взаимоотношения противоречат принципам коммунистической морали. Врач не должен забывать, что взаимоотношения медицинского персонала складываются на глазах больных, легко ранимых в силу своей беспомощности и поэтому очень чувствительных к грубости и несправедливости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,176 сек. | 12.44 МБ