К сожалению, еще поныне школьные программы в достаточной степени не удовлетворяют потребностей ребенка в движениях. Уроков физкультуры мало, иногда они чисто символичны, их трудно уравнять в правах с другими предметами школьного курса. Необходимость физического воспитания ребенка не интересует очень многих родителей. Другое дело—математика, химия, языки! А пора бы наконец понять, что болезненный, хилый ребенок и другие дисциплины будет со временем усваивать с большим трудом, ибо уже давно не секрет — физическая активность стимулирует умственную. И.П. Павлов считал, что ею можно «заряжать и подкреплять» кору головного мозга, повышать активность нервных процессов. Многочисленными исследованиями ученых доказано, что деятельность головного мозга больше чем какого-либо другого органа зависит от его кровоснабжения. А хорошее кровоснабжение, как мы уже знаем, зависит от работы наших мышц, от физических упражнений.
«Физическая культура — это одновременно умственная культура — писал датский писатель М. Андерсен-Нексё (1869— 1954). —Они имеют общую задачу делать человека более красивым и защищать то, что уже создано».
Десять школьных лет — длительный период в жизни ребенка, когда происходит формирование его личности, гражданского сознания, интеллекта, время физического развития, совершенствования всех функций организма, приобретение определенного «запаса» хороших навыков на всю последующую жизнь. Поэтому и родителям, и воспитателям необходимо именно в эти годы создавать благоприятные условия для двигательной активности детей. Школьный спортивный зал должен превратиться в один из самых любимых классов детворы.
Естественную потребность в движениях испытывает каждый здоровый ребенок. Поэтому он и бегает, и прыгает, и «шумит», как принято говорить, досаждая своими играми некоторым взрослым. Но останавливать, сдерживать ребенка, когда он резвится, не следует. Двигательный анализатор начинает функционировать с момента рождения ребенка и даже в период внутриутробного развития. Новорожденные почти беспрерывно двигают туловищем, головкой, конечностями. Интерес в этом плане представляют наблюдения, проведенные на близнецах, сросшихся в области таза, что значительно ограничивало их двигательную активность. Сердечная деятельность и ритм дыхания у таких детей с возрастом менялись очень мало. В возрасте 10 лет они по физической зрелости соответствовали трехлетним детям.
Чтобы потенциальные возможности, заложенные в детском организме, в том числе и потенциальные возможности мышечных насосов, правильно использовались и развивались, ребенку необходима двигательная активность. Она ему нужна не менее чем калорийная пища, с таким усердием подчас насильно вталкиваемая некоторыми мамами. Другое дело, что надо постоянно заботиться о правильной организации игр ребенка. Они ни в коем случае не должны удручать соседей по квартире, по дому, общему двору, в транспорте, общественных местах.
В настоящее время уделяется все большее внимание физическому воспитанию подрастающего поколения, начиная даже с детского сада. Вспомним первую общегородскую спартакиаду воспитанников детских садов Калинковичей, организацию таких игр, как баскетбол, волейбол, настольный теннис и др. в детском саду №13 г. Риги, где малыши по показателям развития занимают одно из первых мест в республике и значительно реже болеют. Здесь совместно с врачами разработана методика занятий для разных возрастных групп. Следует подчеркнуть, что при разработке физкультурных нагрузок и норм для детей этого возраста требуется особая осторожность.