«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США

«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США
«Дикие ласки» (английское Wild Weasels) — это особые подразделения в составе ВВС США, которые нацелены на ведение борьбы с ЗРК противника, ликвидированием его радаров. В первый раз данные подразделения появились во время Вьетнамской войны, в предстоящем без их не обходилось ни одной большой боевой операции с ролью ВВС США. В этом нет ничего необычного, ведь уничтожив либо заставив «замолчать» наземные радары противника, можно обеспечить для себя господство в воздухе и неопасные полеты. 

Конкретно военный конфликт во Вьетнаме стал первым вооруженным конфликтом, в каком авиации пришлось столкнуться с эшелонированной противовоздушной обороной, построенной на ЗРК. Естественно, наличие у Вьетнама значимого количества зенитно-ракетных комплексов русского производства стало для янки противным сюрпризом и принудило их находить выход из этой ситуации. Посреди вероятных мер противодействия были переход к полетам на малых и сверхмалых высотах (но на этих высотах очень интенсивно действовала зенитная артиллерия), также масштабное применение помех. Для постановки помех использовались особые самолеты, созданные для прорыва ПВО противника. 

Программка сотворения самолетов прорыва ПВО получила в США обозначение Wild Weasel — «Дикая ласка». С течением времени так же стали называться и сами самолеты, которые были изменены в рамках данной программки. На шаге Wild Weasel I, который стартовал уже в 1965 году, янки применялись сделанные на 10 лет ранее истребители F-100 Super Sabre — 1-ые сверхзвуковые самолеты американских ВВС. Двухместная версия истребителя F-100F стала основой для «Дикой ласки». Самолет мог найти РЛС противника с помощью особых приемников излучения, после этого офицер-оператор указывал летчику направление на цель, потом тот обнаруживал позицию ЗРК уже в зрительном режиме, и штурмовал цель. При всем этом истребитель F-100F обладал недостаточно высочайшей скоростью полета для того, чтоб аккомпанировать на задание современные на тот момент самолеты F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief, потому на шаге Wild Weasel II использовалась модель, построенная уже на базе истребителя F-105.

 
«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США
F-105G

Особые самолеты EF-105F начали появляться в частях уже в 1966 году, скоро их сменили более совершенные F-105G. При всем этом серийный выпуск истребителей F-105 закончился еще ранее, в 1964 году, потому количество истребителей, которые можно было видоизменять в «убийц ПВО» противника сокращалось, в том числе и из-за больших утрат авиации во Вьетнаме. В итоге этого 4 и 5 этапы данной программки были реализованы уже на базе истребителя F-4 Phantom II — в версиях EF-4C Wild Weasel IV и F-4G Wild Weasel V.

Во время войны во Вьетнаме подразделения «Диких ласок» действовали 2-мя методами: аккомпанировали на задание ударные группы американской авиации и занимались «свободной охотой». В случае выполнения задачки сопровождений ударной групп эти самолеты первыми входили в зону вьетнамской ПВО и оставались в ней во время нанесения основного удара, занимаясь угнетением всех выявленных позиций ЗРК противника. Эти самолеты покидали район только после выхода из него ударных самолетов. Конкретно так появился лозунг «Диких ласок»: «Первыми придти, последними уйти» (английское First In, Last Out). Во время «свободной охоты» «дикие ласки» действовали связками «охотник-убийца». К примеру, на неком удалении от одиночного самолета F-105F следовала группа из 3-4 самолетов F-105D либо F-4. Время от времени применялась группа из 2-х «охотников» и 2-х «убийц». Самолет-лидер находил позиции ЗРК и штурмовал их, отмечая ее для других самолетов, после этого все ударные машины заключали их ликвидирование. 

С каждым новым поколением «Дикие ласки» оснащались все более совершенным вооружением и оборудованием, включая управляемые ракеты, которые наводятся на излучение РЛС, также системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). После окончания войны во Вьетнаме «Дикие ласки» несли службу в Западной Европе, также на Далеком Востоке — в тех местах, где в случае необходимости, США пришлось бы иметь дело с русской системой ПВО. 

В 1990-х годах были списаны последние «Дикие ласки». В США решили использовать для этих целей модернизированные многоцелевые истребители F-16C. Таким средством угнетения ПВО противника стал истребитель F-16CJ Wild Weasel. Самолет является модификацией F-16C Block 50 и носит обозначение Block 50D/52D. Данный истребитель применятся при решении задач по прорыву и угнетению ПВО противника, удачно замещая старенькые, но надежные машины F-4G Wild Weasel. Истребитель F-16CJ обладает способностью на сто процентов использовать способности УР AGM-88 HARM, также системы наведения AN/ASQ-213 HARM (HTS) для ликвидирования и угнетения системы ПВО противника. Данные самолеты ВВС США использовали для угнетения югославской ПВО в 1999 году. 

Столкнувшись с таковой же неувязкой, в ВМС США не стали отрешаться от специализированных машин. Для угнетения системы ПВО тут использовались: поначалу EF-10D Skyknight, потом EA-6A и EA-6B Prowler. В текущее время южноамериканский флот делает ставку на спец самолеты — на замену устаревшим уже EA-6B пришли новые EA-18G Growler, которые были сделаны на базе двухместной версии F/A-18F Super Hornet.

Русский путь

Прямо до 2008 года русские ВВС не сталкивались с противником, который был бы обустроен средствами ПВО более суровыми, чем мелкокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК. Потому пятидневная война с Грузией в августе 2008 года наглядно показала слабость русских ВВС, также показала, что подобные столкновения чреваты для Рф потерями. В этой связи задачка по угнетению ПВО противника сделалась одним из приоритетных проектов.

В текущее время для решения данной задачки в случае необходимости должны употребляться стандартные ударные самолеты — сейчас это Су-24 и Су-34, которые обустроены противорадиолокационными ракетами. Но способности этих самолетов, судя по всему, были сочтены недостающими. Кроме этого, в роли российскей «Дикой ласки» может применяться сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик МиГ-25 РБ. Но эти самолеты владеют уже очень почетным возрастом, и в наиблежайшие 10-15 лет будут вполне списаны из состава ВВС. 

В то же время выбор в качестве платформы для русской «Дикой ласки» штурмовика Су-25 вызывает некое удивление (должны показаться в составе ВВС уже в 2014 году). В силу собственных черт и назначения, данный самолет может аккомпанировать только группы из таких же штурмовиков. Для того чтоб действовать в боевых порядках многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков, Су-25 не хватает ни дальности, ни скорости полета. Вместе с этим для штурмовиков, которые действуют над полем боя, данная машина может стать суровым подспорьем. Для решения иных задач, может быть, стоило бы задуматься над разработкой специального самолета на базе Су-30 либо как минимум о разработке такового комплекта оборудования (в контейнерном выполнении), который совместно с нужным вооружением мог бы перевоплотить в «дикую ласку» хоть какой стандартный истребитель из состава русских ВВС. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,144 сек. | 11.94 МБ