Новый статус Палестины

Новый статус Палестины

От оккупированной местности к оккупированному государству
Марина Сапронова
Действия «арабской весны» и ее достаточно разноплановые последствия заслонили собой ситуацию, развивающуюся в Палестинской государственной автономии (ПНА), обычно рассматриваемой как неизменная угроза стабильности всего арабского региона. Меж тем в ближайшее время там произошли достаточно важные действия: в ноябре 2012 года сложилась настоящая угроза вторжения Израиля в сектор Газа (в итоге воплощения операции «Облачный столп»), которому предшествовала ликвидация управляющего военного крыла движения ХАМАС Ахмеда Джабари. Сразу состоялось 1-ое достаточно успешное выступление нового египетского президента Мухаммеда Мурси в качестве интернационального посредника. А 29 ноября – в Денек интернациональной солидарности с народом Палестины Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о присвоении Палестине нового статуса: государства-наблюдателя.

Принципиально отметить, что ноябрьская палестино-израильская конфронтация показала некие значительные конфигурации в обстановке на Ближнем Востоке, которые стали отражением «арабской весны». Во-1-х, значительно выросли военные способности ХАМАСа (Исламское движение сопротивления), использовавшего в этом конфликте дальнобойные ракеты и продемонстрировавшего таким макаром свою способность наносить удары по центральным районам Израиля. Во-2-х, ХАМАС заполучил новый статус и международное воздействие, получив политическую поддержку со стороны таких государств, как Турция, Тунис и Египет, где у власти стоят исламские партии, также со стороны Катара, эмир которого в процессе собственного визита в сектор Газа пообещал 400 миллионов баксов на восстановление инфраструктуры. При всем этом самому Израилю так либо по другому пришлось вступить в диалог с ХАМАСом, а не с Махмудом Аббасом. В конечном итоге – пошатнувшаяся было власть ХАМАСа в секторе Газа серьезно укрепилась, а «палестинский вопрос» вновь возвратился на повестку денька мирового общества.

В-3-х, Израиль не отыскал в лице США поддержки своим военным решениям, напротив, и Запад, и арабские страны (в лице египетского президента) сходу осудили военную кампанию и содействовали резвому прекращению огня и заключению перемирия. В качестве посредника выступил Египет, продемонстрировав свою заинтригованность в сдерживании палестино-израильского конфликта. Египетская миссия оказалась достаточно удачной и выявила возможность «Братьев-мусульман» договариваться с ХАМАСом, который еще сначала сирийской революции числился союзником Сирии и Ирана, но потом сделал дрейф в сторону суннитских монархий Персидского залива.

Что поменялось?

Палестино-израильские дела являются главным фактором, определяющим политическую динамику ситуации на Ближнем Востоке. Сейчас основной неувязкой этих отношений является практическое отсутствие переговорного процесса. Посреди главных обстоятельств этого можно именовать сначала сохраняющийся раскол в самом палестинском руководстве (хотя еще в мае 2011 года было подписано соглашение о межпалестинском примирении и проведении новых выборов), неготовность Израиля идти на суровые уступки палестинцам, повторяющиеся обстрелы израильской местности со стороны ХАМАСа, неспособность сторон условиться по главным нюансам трудности (о статусе Восточного Иерусалима и Западного берега, по вопросу о беженцах и др.)

" Израильское правительство единогласно отвергло резолюцию ООН, ответив на нее принятием нового плана застройки в так именуемой зоне Е-1 ”
Все же увеличение статуса Палестины в ООН можно рассматривать как важную дипломатичную победу, которая стала вероятна на фоне все растущих интернациональных симпатий к ПНА.

Получение статуса государства-наблюдателя облегчалось тем, что в отличие от полноправного членства (заявку на которое Палестина делала еще в 2011-м) он может быть присвоен решением Генеральной Ассамблеи ООН, а не членами Совета Безопасности.

Из 193 стран, представленных в Генассамблее, палестинскую заявку поддержали 138 государств – членов ООН, 19 выступили против (в том числе Израиль, США, Канада), другие воздержались.

Новый статус сейчас дает Палестине возможность обращаться во все денежные, гуманитарные, образовательные структуры ООН, она может войти в Международную компанию труда, во Всемирную компанию здравоохранения и т. д., но главное – это возможность обратиться в судебные органы, а именно в Интернациональный уголовный трибунал (МУС) в Гааге. Израиль не признает юрисдикции этого суда, но юридические последствия палестинских исков могут осложнить пребывание израильтян в странах, где юриспунденуия МУС признается.

Сейчас ПНА не просто захваченная территория, но оккупированное правительство и, как следует, защищено всеми международными нормами и конвенциями, а именно Женевской конвенцией (1949 года) о защите штатского населения во время войны, и др.

Статус оккупированного страны, не считая того, обусловит границы Палестины: они будут зафиксированы по полосы разграничения, предшествовавшей войне 1967 года, с Восточным Иерусалимом и без еврейских поселений на Западном берегу.

Что касается политического урегулирования палестино-израильского конфликта, то новый статус ПНА навряд ли будет этому содействовать, потому что основной механизм урегулирования заложен в переговорном процессе, который находится в глубочайшем тупике, также во отношениях многих региональных и внерегиональных игроков. Израиль отторгает требование палестинцев закончить строительство поселений на Западном берегу, заявляя, что заселение этих территорий (принадлежность которых, по воззрению Израиля, остается спорной) не может быть препятствием для переговорного процесса, который должен начаться без подготовительных критерий. Палестинцы рассматривают продолжающееся строительство как расширение колонизации и не желают вступать в переговоры до того времени, пока не закончится схожая практика.

Не считая того, ООН никак не может содействовать созданию муниципальных структур и формированию политических институтов. Правительство должно вызреть изнутри и стать итогом политического развития и самосознания самого палестинского народа. Пока же наблюдаются значительные противоречия в подходах к перспективам предстоящего развития Палестины со стороны ФАТХа (Движение за национальное освобождение Палестины), контролирующего Западный сберегал, и со стороны ХАМАСа, под контролем которого находится сектор Газа. А все усилия провести парламентские выборы в согласовании с новым избирательным законом пока не увенчались фуррором. Более того, даже рвение Махмуда Аббаса и его приверженцев из ФАТХа сделать заявку в ООН для увеличения статуса Палестины сначало не повстречало поддержки и одобрения со стороны более конструктивных политических сил, назвавших эту заявку однобокой инициативой Аббаса.

Конкурентность 2-ух ведущих политических сил автономии, естественно, не содействует развитию устойчивой государственности и формированию действенных императивных институтов, что наглядно показали парламентские выборы 2006 года, разделившие ПНА идеологически и территориально и практически поставившие ее на грань штатской войны.

Есть и другие причины, мешающие созданию полновесного палестинского страны, и сначала отсутствие самостоятельной экономики, полностью и стопроцентно зависящей от забугорных дотаций и, как следует, от политической конъюнктуры, региональных трансформаций и экономического положения в примыкающих арабских странах, которое складывается в текущее время не наилучшим образом.

Более непростая ситуация наблюдается в секторе Газа, многие обитатели которого до 2-ой Интифады работали в Израиле. После 2005 года таковой способности больше не было, в итоге блокады закончилось рыболовство и разорилось огромное количество маленьких компаний. Около 38 процентов обитателей живут за чертой бедности. И все это на фоне достаточно резвого роста населения ПНА, больше половины которого составляют несовершеннолетние, что содействует росту безработицы (около 30 процентов) и принуждает юных палестинцев уезжать на заработки в другие страны, в том числе и в Израиль. Согласно отчету агентства ООН по дилеммам палестинских беженцев (БАПОР) за 2011 год число малоимущих, живущих всего на один бакс в денек, за последние 5 лет блокады подросло втрое и составило более 300 тыщ.

Реакция Иерусалима

Израиль устами собственного премьер-министра охарактеризовал воззвание ПНА в ООН как грубое нарушение соглашений, ранее заключенных с израильтянами.

Израильское правительство единогласно отвергло резолюцию ООН, ответив на нее принятием нового плана застройки в так именуемой зоне Е-1 – части палестинской местности меж Восточным Иерусалимом и Западным берегом реки Иордан.

При всем этом Нетаньяху особо выделил, что Израиль строил и продолжит строить поселения в областях, входящих в зону стратегических интересов страны. В общей трудности подразумевается выстроить около 3000 единиц жилища в Восточном Иерусалиме, Самарии и Иудее, которые в итоге на сто процентов отрежут друг от друга палестинский Восточный Иерусалим и Западный сберегал реки Иордан.

25 декабря 2012 года МВД Израиля уже одобрило строительство 1200 единиц жилища в иерусалимском квартале Гило за линией перемирия, существовавшей до войны 1967 года.

Не считая того, министр денег сказал, что Израиль заморозит Палестине перевод поступлений от налогов (около 100 миллионов баксов), собранных для нее в рамках Парижских соглашений, регулирующих экономические дела меж сторонами, подписанных в 1994 году в дополнение к «Соглашениям Осло», и эти средства будут употребляться для погашения долга ПНА израильской электронной компании. Данное решение, непременно, станет очень болезненным ударом по экономической ситуации в Палестине, что повлечет за собой ухудшение социальной обстановки и как следствие предстоящее усиление внутриполитической непостоянности.

Такую реакцию Израиля на новый статус Палестины можно рассматривать, с одной стороны, как внутриполитический демарш намедни выборов в кнессет, нужный для того, чтоб заручиться крепкой поддержкой избирателей, потому что в ближайшее время в Израиле возрастает число людей, выступающих категорически против сотворения независящего палестинского страны (по неким данным, они составляют 35–40 процентов населения). В этой связи операцию «Облачный столп», которая началась за 68 дней до выборов в кнессет, ассоциировали с другой операцией ЦАХАЛ – «Литой свинец», начавшейся за 45 дней до выборов в кнессет 2009 года.

С другой стороны – как метод давления на правительство Махмуда Аббаса и поддерживающих его европейских партнеров, а именно по вопросу о более активном участии палестинского страны в борьбе с экстремистскими исламскими группировками, с тем, чтоб усилить «фактор сдерживания», потому что подготовительные итоги «арабской весны» более плохо отразились на положении Израиля в регионе, значительно укрепив позиции и расширив базу ХАМАСа по мере того, как шел процесс ослабления светских и военных режимов и укрепления исламских партий в примыкающих арабских странах. Следует выделить, что даже сирийско-израильская граница в протяжении всего периода правления Башара Асада была размеренной, невзирая на то, что Сирия поддерживала ХАМАС и способствовала развитию отношений меж исламистами и Ираном. В текущее время давление на Израиль со стороны исламистских сил резко возросло и уже «Братья-мусульмане» в Иордании требуют пересмотреть мирный контракт с Израилем.

Главные последствия

Если с военной точки зрения ничего существенного не вышло, то в политическом отношении все показывает на растущую поддержку палестинцев по всему миру, также на то, что положение Израиля после еще одного палестино-израильского витка напряженности и увеличения статуса Палестины в ООН приметно усугубилось.

Невзирая на то, что голосование по палестинскому вопросу в Генассамблее ООН показало резкое размежевание европейских стран и отсутствие политического единства (Франция проголосовала за, Германия и Англия – воздержались, Чехия – против), все же реакция Израиля на новый статус Палестины и заявление о новых поселениях вызвали резкое осуждение всей общественности.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун именовал решение израильского правительства ударом по реализации идеи сотворения 2-ух стран для 2-ух народов. В его заявлении отмечается, что строительство новых поселений противоречит нормам интернационального права и не оставляет шансов для мирного урегулирования палестино-израильского конфликта.

Комиссар ЕС по интернациональным делам Кэтрин Эштон также подвергла резкой критике решение Израиля продолжить строительство новых единиц жилища и выделила в собственном заявлении, что реакция интернационального общества будет зависеть от того, в какой степени израильское решение подрывает перспективы сотворения целостного и жизнестойкого палестинского страны.

Меж тем послы главных европейских стран – Англии, Франции, Германии и Нидерландов обратились к израильскому правительству за разъяснениями и востребовали отрешиться от строительства. А Англия и Франция вызвали в МИДы собственных государств аккредитованных в Лондоне и Париже израильских послов с требованием разъяснений и даже объявили о рассмотрении способности отзыва собственных послов из Израиля, если планы строительства новых поселений не будут пересмотрены. США, оказавшиеся в достаточно сложном положении, были обязаны сказать, что наложат вето на хоть какое антиизраильское решение Совета Безопасности ООН. Все же 14 представителей этого органа сделали совместное заявление, осуждающее поселенческую политику Израиля.

Увлекательным в этой связи является и тот факт, что и в США в среде южноамериканского произраильского лобби все почаще звучит резкая критика в адресок действий правительства Израиля. Так, узнаваемый еврейский деятель США Леон Визельтир обвинил израильского премьер-министра в вопиющих действиях по строительству новых поселений.

Все это гласит о том, что схожая практика Израиля подрывает позиции еврейского страны в тех странах, которые ранее его интенсивно поддерживали. В очень нестабильной обстановке, складывающейся во всем Ближневосточном регионе, Израиль может рассчитывать на международные гарантии собственной безопасности исключительно в обмен на отказ от строительства поселений, а выход Палестины на новый уровень международно-правового признания является еще одним фактором меняющейся обстановки и системы интернациональных отношений на Ближнем Востоке.

На данный момент этим интенсивно пользуется Махмуд Аббас, набирая для себя очки в политическом противоборстве с ХАМАСом. Так, в конце декабря глава ПНА пригрозил распустить органы палестинского самоуправления и возвратить Израилю ответственность за управление Западным берегом, если после январских выборов 2013 года и формирования нового израильского правительства сохранится стагнация в процессе мирного урегулирования палестино-израильского конфликта.

Но международное признание и растущие симпатии к палестинцам со стороны мирового общества, являющиеся на самом деле только формальными атрибутами независимости, никак не помогают Палестине решить ее внутренние задачи и сделать диалог с Израилем, а как следует, совершенно не наращивают ее свою государственно-политическую и социально-экономическую готовность к реальной независимости.

Марина Сапронова,
доктор исторических наук, доктор кафедры востоковедения МГИМО (институт) МИДа РФ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,120 сек. | 12.5 МБ