О человеке запамятовали

О человеке забыли

Человек и боевая машина. На различных шагах развития цивилизации наука по-своему осмысливает это сочетание, образующее единую антропотехническую систему. Катастрофы 2-ой половины XX века принудили задуматься о содействии людей и сделанных ими машин. Выяснилось, что часто в самой конструкции машины заложена необходимость адаптироваться к ее функциям вопреки физическим и психическим способностям человека. В особенности ярко данное противоречие проявилось а военной технике.

Вправду, до сего времени оцениваются только огневая мощь, защищенность и мобильность объектов военной техники (ОВТ). Некие специалисты предлагают добавить фактор надежности. Несложно увидеть, что человек из этого списка «выпал», оказался, по известной поговорке, в роли 5-ого колеса в тележке.
Казалось бы, генеральная линия совершенствования ОВТ подтверждает произнесенное: электрические устройства уже делают многие функции человека-оператора, разрабатываются боевые машины-роботы. Но практика ежедневной деятельности войск и в особенности боевой опыт свидетельствуют об оборотном. В современной войне роль человека увеличивается, а игнорирование этого приводит к катастрофам в мирное время и томным потерям в военное.
Не случаем при разработке нового вооружения за рубежом самое суровое внимание обращают на улучшение обитаемости ОВТ и защиты экипажа. К примеру, в танках третьего поколения (М1 «Абрамс», «Леопард-2», «Меркава») эти характеристики усовершенствованы по сопоставлению с предыдущими эталонами в пару раз.

О человеке забылиВ Русской Армии «человеческому фактору» словестно всегда отводилась решающая роль в вооруженной борьбе. На эту тему написаны 10-ки научных трудов. Но, как у нас нередко случается, на практике интересы людей при разработке военной техники игнорировались. А именно, требования по обитаемости ОВТ были разработаны и приняты только в 1980-е годы. Они изложены в 12-ти медико-технических требованиях Министерства обороны (МП МО), 28 нормативно-технических документах и 48 Муниципальных эталонах.

Как лицезреем, бумаг довольно. Но в состоящих на вооружении Сухопутных войск образчиках боевых машин их требования производятся никак не вполне. Как следствие много проф болезней военнослужащих получены в итоге эксплуатации небезопасной для здоровья техники.
Согласно одному из документов, «обитаемость ОВТ – это условия жизни, боевой деятельности и быта личного состава, сделанные при разработке (модернизации) и производстве объекта, обеспечивающие сохранение работоспособности и здоровья человека с целью действенной эксплуатации боевых и технических средств ОВТ в данных режимах и погодных зонах (районах)». Приведенное определение дает общебиологическое (поточнее, мед) представление. Военно-техническая сторона препядствия, связанная с реализацией мед требований к средствам обеспечения обитаемости (ТСОО) и жизнеобеспечения (СЖО), осталась за рамками и цитаты, и документа в целом. Вкупе с тем конкретно ее можно считать главенствующей. Попытаемся проанализировать главные предпосылки, негативно действующие на условия деятельности людей, находящихся в боевой технике.

Первой и основной можно именовать возникновение орудия массового поражения. Сейчас, невзирая на ряд политических заявлений, еще живо представление о способности внедрения ядерного и хим орудия. Это находит отражение в оборудовании как у нас, так и за рубежом техники сухопутных войск системами противоатомной и противохимической защиты (ПАЗ, ПХЗ). Они обеспечивают герметизацию машин, включают фильтровентиляционные установки, приборы индикации и автоматического управления.

В полной изоляции от наружной среды в ограниченном объеме располагаются экипаж и внутреннее оборудование. Оборудование, элементы которого являются источниками насыщенного выделения термического, электрического (в том числе СВЧ), светового и других видов излучений, также загрязнения воздуха (пороховые, переработанные, аккумуляторные газы). Воздействие на организм шума, тряски, в
ибраций, вредных примесей в воздушной среде, по данным бессчетных исследовательских работ, негативно сказываются на боевой эффективности комплекса вооружения в целом.

Тесты проявили, что при неудовлетворительном локальном климате обитаемого места скорость вождения миниатюризируется на 19 процентов, время выполнения огневой задачки возрастает на 35, а число промахов – на 40 процентов. Работа в герметизированном корпусе, лишенном доступа естественного света и имеющем высочайший коэффициент отражения звука, вызывает у людей психическое утомление, которое имеет в предстоящем нехорошие последствия разного характера. По данным, приобретенным на учениях, вследствие ухудшения состояния людей, действующих в герметизированных объектах, каждый денек наступательной операции ведет к понижению боеспособности войск на 7-10 процентов.

2-ая причина. Конструкторы .повсевременно стремятся понизить уязвимость ОВТ на поле боя за счет уменьшения габаритов и роста толщины брони. А именно, русские танкостроители довели эти характеристики до максимума, за которым человек уже просто не в состоянии находиться в танке.

По едкому замечанию германского журнальчика «Soldat und Technik», проанализировавшего в одной из статей сборку танков Т-64 и Т-72, «русские будут обязаны растить для их экипажей необыкновенную породу низких и крепких людей». По сути, в семидесятые годы были введены ограничения по росту на пополнение, поступающее в танковые войска.

Вырастает насыщенность ОВТ различной аппаратурой, что приводит к резкому уменьшению свободного места в боевой машине. По данным С. Богданова, в современном танке приблизительно столько же органов управления и средств отображения инфы, как и на галлактическом корабле,– более 200. Только устройств прицеливания и наблюдения – 10-ки наименований. Не легче и механикам-водителям. Например, 13 устройств фиксируют только текущие характеристики силовой установки.

Малые объемы рабочих мест (см. таблицу ниже), долгое принужденное пребывание в стесненных критериях в статичной позе приводят к перенапряжению отдельных групп мускул и иннервирующих их нервных клеток – как следует, стремительно прогрессирует утомление. К примеру, ограничение подвижности в течение 3-х суток приводит к понижению характеристик работоспособности экипажа на 30 процентов. После долгих маршей большая часть механиков-водителей сетуют на общую вялость и сильные боли в икроножных мышцах.

3-я причина обоснована ростом огневой мощи (калибра и скорострельности) вооружения. Поменялись пороха, и в составе пороховых газов повысилась концентрация высокотоксичных компонент. В итоге экипаж оказался просто а непереносимой среде. Стрельба из всех видов орудия БМП в критериях герметизации уже через минутку может вызвать отравление половины личного состава. Опыт боевых действий в Афганистане показал, что после 10-15 выстрелов 152-мм самоходной гаубицы некие расчеты с трудом вели стрельбу из-за высочайшей концентрации ядовитых веществ. По нашим данным, за период с 1982 по 1984 год в Вооруженных Силах было 1225 только официально зарегистрированных случаев отравления пороховыми газами.
От редакции. Известны даже отдельные случаи отравления пороховыми газами экипажей танков Т-64 при стрельбе из вкладного ствола.

Последующая причина связана с созданием массивных движков и предстоящим ростом мобильности ОВТ. На техническом уровне совершенные машины потенциально способны совершать марши на 1500 км и поболее. Но, чем больше темп марша и его длительность, тем лучше действуют шум и тряска на экипаж. Уровень размеренного акустического шума в бронетанковой технике превосходит нормативы на 10-35, а в кабинах инженерных машин – на 20 децибел. Разборчивость речи по танковому переговорному устройству миниатюризируется на 5-25 процентов.

Совсем особенно оказывает влияние на центральную нервную систему сам факт перемещения ОВТ в пространстве. Под действием инерционных сил, знакопеременных ускорений, вибраций, толчков органы и ткани человека подвергаются смещениям и сотрясениям. Возрастает нагрузка на сосудистую систему. Время от времени это вызывает конфигурации в регионарном кровообращении.

Вибрация рабочего места может приближаться к одной из частот колебаний наших внутренних органов. Спектр 11…35 герц (в особенности 16 герц) люди переносят с трудом. У их происходит непроизвольное мочеиспускание, появляются боли во внутренних органах, головокружение, тошнота, рвота, они теряют сознание, нарушается ритм ли
бо даже прекращается сердцебиение. Вот обыденные следствия воздействия низкочастотных колебаний, соответствующих для гусеничной техники. При периодическом воздействии вибрации у отдельных военнослужащих образуются песок и камешки в почках и мочевом пузыре.

В конце концов, последняя из рассматриваемых обстоятельств связана с полифункциональностью ОВТ, необходимостью решать огромное количество задач в недлинные сроки. Развитие интегрированных автоматических систем управления привело к усложнению алгоритмов и росту объема выполняемых экипажами функций. Появляются информационные перегрузки. Сложность информационных моделей и количество средств отображения, с помощью которых они реализуются, не всегда адекватны способностям человека.

При излишке инфы чувственная напряженность обостряется в связи с необходимостью стремительно принимать ее, перекодировать и производить ответные деяния. В итоге внимание притупляется, понижается многофункциональная подвижность нервных процессов, усиливается воздействие на гормональные механизмы и вегетативные реакции.

Интеллектуальный труд, являющийся сейчас главным для подавляющего большинства военных профессионалов, характеризуется гипокинезией, гиподинамией и нервным напряжением. Это ведет к многофункциональным нарушениям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, содействует развитию ишемической заболевания сердца.

Очевидно, рассмотренные выше предпосылки и причины негативного воздействия имеющихся образцов ОВТ на человека не определяют весь список вопросов, подлежащих исследованию по дилемме обитаемости, Появились новые вредные причины воинского труда (радиация, неионизирующие излучения, составляющие топлив, инфразвук, сейсмические волны, лазерные излучения и др.), все более вредными становятся ранее известные.

К огорчению, обозначенным тенденциям не была противопоставлена целенаправленная программка по улучшению обитаемости боевой техники. Конструкторы будто бы запамятовали, что при разработке определенных образцов нужно учесть способности и потребности организма человека.

До сего времени в герметизированных объектах отсутствуют простые устройства для обогрева еды, кипячения воды, отправления естественных надобностей. Не предусмотрена возможность отдохнуть лежа, нет рабочих мест в позе полулежа. Следует выделить, что конкретно тут кроются многие предпосылки проф болезней военнослужащих.

По данным мед службы ВС СССР, в Русской Армии в 1975 году записанно 254 варианта профзаболеваний, в 1976-м – 292, в 1977-м – 315, в 1978-м – 340. За период с 1975 по 1978 г. возросло число уволенных в припас в связи с профзаболеваниями в 5 раз. До сего времени смертельный финал имеет место при острых лучевых поражениях, трагедиях военных объектов, отравлении техническими жидкостями.

Разумеется, доминирующим аспектом при разработке обитаемых объектов должна стать безопасность воинского труда. Конкретно по этому показателю российские ОВТ (в особенности наземная техника) уступают зарубежным образчикам. Так, хотя в течение 2-ух лет реальной военной службы танкисты связаны с техникой только 12-15 процентов рабочего времени (и всего 3-5 процентов времени находятся конкретно в танке), действие негативных причин сферы обитания на организм часто приводит к появлению у их таких заболеваний, как нефрит и цистит, радикулит и миозит, заболевания ЛОР-органов и сердечно-сосудистой системы.

Не считая того, огромные потенциальные способности техники, достигаемые ценой большущих вещественных издержек, личный состав реализует далековато не стопроцентно, и никак не по собственной вине. А именно (по данным Б. Борисова, И. Кудрина, М. Тихонова), эффективность внедрения артиллерийских орудий понижается на 40 процентов, неких типов зенитных ракетных комплексов на 20-30, а танков – на 30-35 процентов. В среднем реальный уровень отдачи образцов ОВТ конкретно из-за . того, что не учитываются способности человека, на 20-30 процентов ниже потенциального.

Научно-технический прогресс в военном деле является только вещественной предпосылкой совершенствования боевой техники. Ее эффективность не сводится только к передовому уровню установленного вооружения, органов управления, силовой установки и т. д. Основным оказывается человек, его физическое и духовное здоровье. Имеющиеся же ТСОО бронетанковой техники не вполне удовлетворяют этому требованию. Создание их многообещающих образцов не выходит за рамки единичных опытов.

Реализа
ция медико-технических требований к обитаемости ОВТ – всеохватывающая неувязка, требующая совместных активных действий заинтересованных организаций. Фактически решить ее можно только при одновременной проработке всей совокупы вопросов проектирования, производства, эксплуатации и ремонта. Считаем нужным дополнить стандартное определение обитаемости понятием нормативная обитаемость, т. е. искусственно создаваемая и поддерживаемая особыми мерами, средствами и системами среда ОВТ. В широком смысле это система научно обоснованных норм, требований и правил, унифицированных методик и программ оценки, контроля, разработки, производства, эксплуатации и медико-технической экспертизы ОВТ.

На наш взор, в целях обеспечения одного подхода к нормативной обитаемости стоило бы создать Положение о медико-техническом сопровождении актуального цикла ОВТ, где перечислялись бы организационно-технические и санитарно-гигиенические требования ко всем участникам процесса разработки, производства и эксплуатации военной техники. Нормативная обитаемость должна стать таким же предметом внимания разработчиков и заказчиков, как и огневая мощь, защищенность, подвижность.

О человеке забыли

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,107 сек. | 11.47 МБ