
Начальник Генерального Штаба РККА Б. М. Шапошников, отмечая недочеты разведки, которая полностью не смогла предоставить данные о укреплениях построенных в 1938-1939 гг. Увидел и просчёт в оценках соотношения сил Финляндии и Красноватой Армии.
Разведка сказала о том, что Хельсинки развернут до 10 пехотных дивизий и до 15 отдельных батальонов. В действительности, в процессе войны выяснилось, что Финляндия развернула до 16 пехотных дивизий и несколько отдельных батальонов. СССР начал войну с 21 стрелковой дивизией, т. е. полного приемущества не было. Большая же часть бронетехники, была защищена только от стрелкового орудия и осколков. Уже в процессе боевых действий число дивизий было доведено до 45, войну окончили с 58 дивизиями на фронте, т. е. уже в процессе боевых действий сделали нужное, при пришествии на укреплённые позиции численное приемущество.
В текущее время, подсчёты начальника Генштаба подкорректировали, уточнили. В декабре 1939 года у финнов на Карельском перешейке, в укрепленной полосе было 3 дивизии, эти укрепления пробовало атаковать 5 дивизий Красноватой Армии (7-я армия). Потом число финских дивизий удвоилось – их стало 6-ть (4-я, 5-я, 11-я 2-го армейского корпуса, 8-я, 10-я 3-го армейского корпуса и 6-я запасная), число русских дивизий возросло до 9-ти. Это не есть превосходящие силы для прорыва укреплённых позиций, чтоб их прорвать нужно соотношение 1:3, т. е. на 6 финских дивизий необходимо было сосредоточить 18 дивизий Красноватой Армии.
Большущее приемущество Красноватой Армии на исходном шаге войны – это миф.
К 6 пехотным дивизиям, у финнов ещё было 4 пехотные бригады, 1 кавбригада, 10 батальонов (отдельных, егерских, береговой обороны), всего 80 батальонов. У Красноватой Армии: 24,43, 49, 70, 90, 100, 138, 142, 150-я стрелковые дивизии, 1стрелково-пулемётная бригада, 6 танковых бригад, всего 84 батальона. По численности личного состава: у финнов – 130 тыщ человек, русских войск – 169 тыщ. По количеству артиллерии и танков СССР имел полное преимущество, но без прикрытия пехоты, они не могли идти далее, на оперативный простор, а пехоте, чтоб взять укрепления, необходимо было сделать полное приемущество. ВВС ещё не обладали, как в текущее время, такими способностями, чтоб повредить укрепления с воздуха.
Нужно также учесть тот факт, что не все русские дивизии сходу вступили в бой и были сосредоточены. Так, 138-я дивизия вступила в бой 11 декабря, 100-я сд 21 декабря 1939 года. Таким макаром Красноватая Армия сначала войны, на Карельском перешейке, должна была наступать на практически равные по численности войска, к тому же с неплохим боевым духом и в удовлетворительных укреплениях («линия Маннергема». Танки же , в силу собственной относительной беспомощности – легкие танки, с защитой от стрелкового орудия, не могли посодействовать взять укрепления. Для удачного штурма, схожей укреплённой полсы, которую готовили не один год, необходимо было сделать тройное приемущество.
На второстепенном направлении: полоса пришествия 8-й армии, меж Онежским и Ладожским озером, у РККА было 5 стрелковых дивизий, всего 43 расчётных батальона. У финской стороны – 2 дивизии и 7 отдельных батальонов, всего 25 батальонов. И тут нету даже двойного приемущества.
Всего сначала войны у вооружённых сил Финляндии было 170 расчетных батальонов (9 пехотных дивизий, 4 пехотных бригады, 1 кавбригада, 35 отдельных батальонов, 38 запасных батальонов. У СССР: 20 стрелковых дивизий, 1-на стрелково-пулемётная бригада, всего 185 расчётных батальонов.
Вопреки обвинениям, что завалили трупами, напротив, инкриминировать нужно в том, что не сделали превосходящие противника минимум втрое, ударные армии, для штурма укрепленной границы противника. Приемущество было сотворено уже позже, после бесплодных попыток взломать оборону, наличными силами.