О том, как резали корабли в 90-х

О том, как резали корабли в 90-х

Сперва порезали атомные крейсера – эти твари уже издавна бесили моряков собственной неадекватной ценой и нескончаемыми заботами об их радиационной безопасности. При всем этом, у атомоходов не было никаких реальных преимуществ, не считая глупой «неограниченной автономности по припасам топлива». Во-1-х, автономность корабля определяется не только лишь припасами горючего, во-2-х, при действии в составе эскадры исчезает всякая разница меж атомоходом и кораблем с обыкновенной ГЭУ.

«Лонг Бич», «Бэйнбридж», «Тракстан» — старенькые корыта без сожаления отчаливали на утилизацию. Та же участь ждала более современные «Калифорнию» и «Саут Кэролайн» — невзирая на, казалось бы, обычный возраст (20-25 лет), их боевые свойства вполне обесценились к началу 90-х годов. Модернизация признана бесперспективной – в утиль!

Но обиднее всего было расставаться с «Вирджиниями». Четыре фантастические конструкции с атомными реакторами и массивным вооружением, способные без остановки 7 раз обогнуть Земной шар и расстрелять неприятеля «Томагавками» и зенитными ракетами большой дальности в хоть какой точке мира. Все четыре совершенно юные: «Техасу» было всего 15; самой старшей – «Миссиссиппи», чуть исполнилось 19 лет. При всем этом ресурс крейсеров был рассчитан на 35 лет — до 2015 года!
Но, ни молодой возраст, ни «ядерное сердце», ни готовое предложение о модернизации и установке системы «Иджис» не выручили атомные «Вирджинии» от горьковатой участи: в 90-х они все оказались на свалке.

О том, как резали корабли в 90-х

Атомный ракетный крейсер "Арканзас", типа "Вирджиния"


Раскромсав свои атомные крейсеры, америкосы не успокоились, и продолжили с двойной энергией очищать «Авгиевы конюшни» собственного флота: на балансе висело неограниченное количество хлама, который, невзирая на регулярную модернизацию, уже не справлялся подабающим образом с возложенными на него задачками.

18 эскортных крейсеров типа «Леги» и «Белкнап» (самым старшим было за 30, самым юным – 20 с маленьким лет), 46 противолодочных фрегатов типа «Нокс» — всех на слом! Неким фрегатам подфартило, их продали забугорным флотам, где они служат по сей день. Другие легли на морское дно с пробитыми бортами (расстреляны на учениях) либо были просто разделаны в доках на металлолом.
О! А это что такое? Ракетные эсминцы «Чарльз Ф. Адамс», в строю 20 три единицы. Год постройки? Начало 60-х. Разговор маленький — На слом! Совместно с «Адамсами» из состава флота исключили их ровесников – 10 ракетных эсминцев типа «Фаррагут».

Наступила очередь заслуженных ветеранов. В течении недлинного времени состав ВМС США покинули 7 авианосцев. Из их 6 — старенькые корабли типа «Мидуэй» и «Форрестол», очередной — довольно новый авианосец «Америка» (тип «Китти Хоук»). На момент списания «Америке» было всего 30 лет – сущая ерунда по меркам авианосных кораблей, которые обычно служат по полста лет.

Причина необычного долголетия авианосцев ординарна: их главное и единственное орудие – авиакрыло, без помощи других обновляется раз в 10-15 лет без каких-то конфигураций в конструкции самого корабля. Сменяются поколения истребителей и бомбардировщиков, но платформа-носитель остается прежней (не считая локальных работ по подмене радаров, систем самообороны либо установке новых кондюков в отсеках личного состава).

Поэтому старенькые авианосцы «Мидуэй», заложенные еще в годы 2-ой Мировой, не достаточно в чем уступали своим современным сотрудникам – на их палубах базировались те же многоцелевые истребители F/A-18 «Хорнет». Авианосец «Мидуэй» прослужил 47 лет, и был списан сходу после победоносного возвращения с войны в Персидском заливе (1991 год).
Более долгую жизнь прожили «Форрестолы» — все четыре корабля пошли на слом в период с 1993 – 1998 гг., когда им исполнилось уже по 40 лет.

О том, как резали корабли в 90-х

Авианосец USS America (CV-66), затоплен в 2005 г.

О том, как резали корабли в 90-х

Командный центр авианосца "Америка"

Единственный, кому не подфартило, был авианосец «Америка». Супер-корабль полным водоизмещением 80 000 тонн стал невинной жертвой сокращения южноамериканского бюджета. Невзирая на относительно юный возраст, сохранившийся ресурс и высшую боеспособность, «Америка» была навечно исключена из состава ВМС США.
Авианосец девять лет заржавевал на свалке, в конце концов, в 2005 году было принято решение о его затоплении. Невзирая на бессчетные протесты о недопустимости схожей «утилизации» корабля, который «несет имя нации», 14 мая 2005 г. «Америку» вывели в море с полными трюмами взрывчатки и … «Взрыв корабля», Айвазовский, картина маслом, Феодосийская картинная галерея.

Разделав авианосцы, сборочный поток погибели оборотился в сторону линкоров. Четыре громилы полным водоизмещением под 60 000 тонн, до зубов вооруженные 406 мм пушками и крылатыми ракетами «Томагавк», сейчас настало ваше время!

О том, как резали корабли в 90-х

Большая "Джей" — линкор "Нью-Джерси"


Линкоры типа «Айова» прослужили под звездно-полосатым флагом полста лет, но, невзирая на почетный возраст, даже в 1990-х годах сохраняли собственный неописуемый потенциал. В 80-е годы на линкорах установили современные зенитные комплексы и полный набор радиоэлектронных систем. Дискуссировалась возможность установки компов боевой информационно-управляющей системы «Иджис» и вертикальных пусковых установок с сотками крылатых ракет. Универсальный ударный корабль, закованный в непробиваемый панцирь шириной 300 мм стали – бронепояс «Айовы» не пробивался никакими современными противокорабельными ракетами. По факту, построенные в 1943 году линкоры, даже спустя полста лет, оставались одними из самых суровых боевых кораблей в мире!
К счатью, розовые мечты американских адмиралов не реализовались: Конгресс не выделил средств на модернизацию и продление срока эксплуатации линкоров. Все четыре «Айов» дружно направились заржавевать на Кладбище кораблей. Спустя пару лет было достигнуто соглашение о превращении линкоров в музеи, в реальный момент их можно созидать на нескончаемых стоянках в Перл-Харборе, Филадельфии, Норфолке и Лос-Анджелесе.

Невзирая на заслуженные опаски, связанные с «воскрешением» американских линкоров, большая часть профессионалов сходятся во мировоззрении, что это маловероятно. Даже ограниченная модернизация «Айов» в 80-е годы стоила как постройка 4 новых Иджис-крейсеров. Остается только догадываться, в какую сумму «влетит» перевоплощение «Айов» в современные «ракетно-артиллерийские линкоры» с системой «Иджис» — видимо, проще выстроить новый атомный авианосец.

О том, как резали корабли в 90-х

Линкор "Висконсин" на нескончаемом приколе в Норфорлке


Списав 117 кораблей: атомные ракетные крейсеры, фрегаты, эсминцы, линкоры и авианосцы, америкосы не успокоились – впереди было еще много работы. Сначала, следовало привести в порядок «миноносные силы»: возникновение Иджис-эсминцев типа «Орли Берк» одномоментно обесценило еще «свежие» эсминцы типа «Спрюэнс» — невзирая на общие принципы конструирования и стопроцентно унифицированные механизмы и орудие, отсутствие БИУС «Иджис» не оставляло «Спрюэнсам» никаких шансов на предстоящее выживание. 30 5* кораблей этого типа направились на слом (как вариант – были затоплены в качестве мишеней).

«Спрюэнс» — особенная серия эсминцев ВМС США, подобных по функциям русским огромным противолодочным кораблям. Главное преимущество «Спрюэнса» — неслыханная нигде до этого стандартизация и унификация с кораблями других классов, также его большой модернизационный потенциал. Главный недочет «Спрюэнса» — отсутствие зональной ПВО, эсминец был нацелен только на выполнение противолодочных и
ударных функций в составе АУГ. Это его и загубило.

*Внимательный читатель наверное опешил необычной цифре: ведь количество построенных «Спрюэнсов» в точности равно 31. Но стоит вспомнить, что на их базе были дополнительно построены 4 эсминца (подсерия «Кидд»), отличавшаяся еще больше массивным орудием и современной электроникой. Нередко встречается мировоззрение, что в 80-е годы эсминцы типа «Кидд» были наилучшими в мире. Они все в 1998 году были проданы Тайваню.

О том, как резали корабли в 90-х

Эсминец УРО типа "Кидд"


Как результат – южноамериканский флот лишился 35 эсминцев. Вкупе со «Спрюэнсами», в 1990-е годы состав ВМС США покинули еще 15 современных фрегатов типа «Оливер Х. Перри». Часть из их продали Турции и Египту, часть разделали на металл. Причина списания – неудовлетворительные свойства при завышенной цены эксплуатации.

Более масштабные потрясения случились на южноамериканском подводном флоте: в период 1995-1998 гг. списанию подверглись 11 многоцелевых атомных подлодок типа «Лос-Анджелес» (а по-русски – «Лось»). Они все новые – на момент разделки возраст большинства из их составлял всего 15 лет!

Америкосы относят «Лос-Анджелесы» к классу «fast attack submarines», что, в действительности значит «охотники за подводными лодками». Главные задачки «Лосей» – прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. «Лоси» известны собственной надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они очень подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют умеренные размеры и суровое вооружение, в том числе 12 ракет «Томагавк». Атомные «Лос-Анджелесы» до сего времени составляют базу подводных сил ВМС США.

Вкупе с 11 новыми лодками мореплаватели избавились и от их предшественников — 37 многоцелевых АПЛ типа «Стэджен» (строились сначала 70-х годов), также сняли с боевого дежурства 12 стратегических подводных ракетоносцев типа «Бенджамин Франклин» (все разделаны на металл).

Описанные выше действия имели место в период 1990-1999 г., когда при ослаблении опасности со стороны Русского Союза, америкосы отважились на сокращение собственных военно-морских арсеналов. Согласно моему умеренному подсчету, в тот период времени ВМС США лишились 227 боевых кораблей: огромных и малеханьких, устаревших и еще полностью современных.

Наибольший в мире флот

Согласно цифрам сухой статистики, в 1989 году водоизмещение всех кораблей Военно-морского флота СССР на 17% превышало водоизмещение американских ВМС. Тяжело сказать, каким методом подсчета была получена данная цифра, но даже зрительно приметно, как был могуч ВМФ Русского Союза.

Очевидно, оценивать мощь флота по суммарному водоизмещению в высшей степени неправильно. В составе российского ВМФ также находилось много устаревшей техники:

— сторожевые корабли пр. 35 и пр. 159 (были построены сначала 60-х);

— послевоенные эсминцы проекта 56;

— старенькые ракетные крейсера пр. 58 и пр. 1134;

— устаревшие БПК пр. 1134А (ровесники американских крейсеров типа «Белкнап»);

— «поющие фрегаты» пр. 61 (аналоги эсминцев типа «Чарльз Ф. Адамс»);

— артиллерийские крейсера пр. 68-бис (привет из 1950-х!);

— тральщики пр. 254 (самый массовый тип тральщика в мире, строились с 1948 по 1960 гг.);

— корабли измерительного комплекса «Сибирь», «Сахалин», «Чукотка» (бывшие рудовозы, построены в 1958 г.)

— дизельный подлодки пр. 641 (строились в 60-е годы);

— атомные подлодки первого поколения, и т.д.

На содержание всего этого хлама требовалась масса вещественных ресурсов, при всем этом к концу 80-х, он не мог решать ни одну из поставленных перед флотом задач. Единственное понятное разъяснение парадоксу эксплуатации сотен никчемных кораблей – раздутие штатов, и, как следствие, повышение количеств адмиральских должностей. Несложно додуматься, что все эти кораблики «дышали на ладан» и готовились к отправке на слом, вне зависимости от политико-экономической ситуации в стране.

Что касается грустной истории русских авианесущих крейсеров, то безвременная кончина ТАВКРов была запрограммирована еще при их рождении. По неясной причине, никто не озаботился сооружением соответственной береговой инфраструктуры для их базирования – ТАВКРЫ всю жизнь простояли на рейде, расходуя «в холостую» драгоц

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,116 сек. | 11.87 МБ