Объект 688 «Басня»

Объект 688 "Басня"

В конце 70-х — начале 80-х годов после анализа боевого внедрения БМП в Афганистане, стало ясно, что броневая защита и огневая мощь серийных БМП-1 и БМП-2 недостаточны для выполнения боевых задач, возложенных на машины такового класса. Это послужило предпосылкой того, что министром оборонной индустрии СССР было предложено русским инженерам и конструкторам сделать новейшую машину, полностью отвечающую требованиям современной войны. Можно сказать, что с этого началась история сотворения принципно новейшей машины огневой поддержки пехоты, известной как «объект 688».

Специально для разработки новейшей машины при СКБ КМЗ была собрана группа юных профессионалов под управлением 1-го из ведущих инженеров В.А. Зиновьева. Из-за того что работы по проекту не являлись работами в направлении усовершенствования уже находящихся на вооружении Русской Армии БМП-1 и БМП-2 основной трудностью была разработка компоновочной схемы будущей БМП. По новым техническим требованиям броневая защита машины должна выдерживать прямое попадание в лобовую броню мелкокалиберных снарядов, выпущенных из пушек, установленных на западных образчиках БМП, бортовая броня должна была выдерживать обстрел из 12,7-мм пулемёта с всех дистанций. При этом с учетом перспективы предстоящей модернизации их вооружения. Существенное повышение лобовой брони ставило перед конструкторами достаточно тяжелую задачку, потому что обычное для БМП размещение моторного отделения в фронтальной части бронекорпуса, но не защищённое толстыми броневыми листами, уравновешивалось боевым и десантным отделениями. Такая компоновочная схема позволяла создавать машины, способные к передвижению по воде, другими словами амфибии.

Объект 688 "Басня"

Один из опытнейших образцов будущей БМП-3 с вынесенным комплексом вооружения, получивший прозвище "Mercedes", в экспозиции музея БТВТ в Кубинке
Объект 688 "Басня"

Вид справа на необитаемую башню экспериментального эталона будущей БМП-3. Отлично видна установка 30-мм автоматического гранатомета АГ-17

Вариант смещения боевого отделения резко снижал боевую эффективность БМП (при стрельбе по курсу мёртвая зона была очень большой) и затруднял посадку и посадку десанта. Потому по предложению головного конструктора СКБ КМЗ А. А. Благонравова было решено применить компоновочную схему, применяемую при разработке танков. Но тут камнем преткновения стало размещение мотора. Вначале был предложен вариант инженера А.И. Никонова, с продольным расположением агрегата в центре кормовой части бронекорпуса, с возможность посадки десанта через проходы вдоль обоих бортов. После постройки древесного макета стало ясно, что ширина проходов (60 см) очевидно недостаточна для резвой посадки либо посадки десанта, даже без полной экипировки. Потом был сделан древесный макет с поперечным вариантом расположением мотора, предложенный инженером Э.М. Панфиловым, который вкупе с первым макетом был представлен для сопоставления и анализа макетной комиссии, сделанной А.А. Благонравовым. Во 2-м образчике посадка десанта осуществлялась через один проход, расположенный над движком. После ознакомления с макетами комиссия под управлением П.И. Кириченко пришла к воззрению, что поперечное размещение мотора более удачное. Конкретно П.И. Кириченко в предстоящем приложил большие усилия, чтоб «объект 688», а потом БМП-3, невзирая на разрушение экономики, всеобщий хаос и недееспособность управления страны в период перестройки, продолжали выпускаться и поступать в войска.

Объект 688 "Басня"

БМП-3 "классик". Конкретно в таком виде "объект 688" в сентябре 1987 г. был принят на вооружение в СССР

К началу 80-х годов был построен опытнейший экземпляр новейшей машины, «эталон 602», соответствующей особенностью которой было то, что всё вооружение устанавливалось в одном блоке и размещалось на крыше бронекорпуса над боевым отделением. Вооружение состояло из 30-мм автоматической пушки 2А42, 30-мм автоматического гранатомёта «Пламя» АГ-17, пусковой установки ПТУР «Конкурс» и спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта ПКТ. Все же этот эталон из-за недостаточной огневой мощи был забракован С.А. Зверевым, в то время министром оборонной индустрии СССР. После длительных поисков решения задачки по увеличению огневой мощи был выпущен последующий эталон БМП, «образец 603», с более массивным вооружением, состоящим из соединённых в одном блоке 100-мм орудия и пусковой установки (переделанного для БМП танковое орудие Д-10Т2С), с возможностью пуска ПТУР «Бастион», 30-мм автоматической пушки, 1-го 7,62-мм пулемёта ПКТ, спаренного с орудием, и 2-ух курсовых 7,62-мм пулемётов ПКТ, размещенных по краям фронтальной части корпуса. Но 100-мм орудие было очень томным для машины, которая по предъявляемым к ней требованиям должна «уметь» плавать. Потому к разработке проекта был подключен один из самых профессиональных инженеров-оружейников В.П. Грязев. В очень недлинные сроки им была сотворена новенькая 100-мм пушка — пусковая установка, вес которой составил всего 230 кг, а угол вертикального наведения возрос до 60. Им для новейшей БМП была сотворена более совершенная 30-мм автоматическая пушка с увеличенной кучностью стрельбы и новым механизмом выброса стреляных гильз на «улицу».

В сентябре 1987 года «объект 688» принимается на вооружение Русской Армии под обозначением БМП-3 (классика). Броневой корпус машины был собран из катаных бронелистов способом сварки, с размещением в нём амбразур для стрельбы из личного стрелкового орудия десанта. В качестве агрегата был избран V-образный 10-цилиндровый дизельный движок УТД-29 мощностью 500 л. с. Наибольшая скорость по шоссе составила 70 км в час (с припасом хода до 600 км), скорость передвижения по воде до 10 км в час.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,134 сек. | 11.42 МБ