ОБТ и их создатели

В протяжении нескольких десятилетий русское танкостроение держалось на 4 основных предприятиях. Конкретно они были ведущими организациями во всей отрасли строительства бронированных машин. Для оснащения танков создавались новые сорта брони, новые вооружения и новое электрическое оборудование. Этими предприятиями были харьковские Завод транспортного машиностроения и Конструкторское бюро машиностроения, Ленинградский Кировский завод и нижнетагильский Уралвагонзавод. Конкретно эти предприятия обеспечили тяжеленной бронетехникой весь Русский Альянс и образовавшиеся на его осколках страны. Разглядим последние десятилетия из жизни этих заводов, которые связаны с большими фуррорами в области танкостроения.

Харьковские завод и КБ

С 1 января 1966 года танковое КБ (отдел 60) и опытнейший цех танкового производства (цех 190) Приказом Министра оборонной индустрии №62 от 06.05.65г. были объединены в самостоятельное предприятие «Харьковское Конструкторское бюро по машиностроению» (ХКБМ). Начальником и Основным конструктором ХКБМ был назначен А.А. Морозов.

Харьковские организации, занятые в разработке и сборке танков, сыграли очень важную роль в судьбе российских бронемашин. Дело в том, что все имеющиеся на данный момент русские/русские танки в той либо другой мере всходят к харьковскому Т-64А. Более того, через пару лет после собственного принятия на вооружение эта машина была первой зачислена в новый класс бронетехники – главные боевые танки (ОБТ). Потом главные танки вытеснили из Русской армии остальные классы.

Предпосылки к созданию Т-64А и, как следствие, первого российского ОБТ появились еще сначала 50-х годов. В это время стало ясно, что имеющиеся и многообещающие российские танки при имеющихся тенденциях развития могут проигрывать многообещающим забугорным по ряду характеристик. А именно, разделение на средние и томные танки и вызванная этим специфичность классов не обеспечивала подабающего баланса огневой мощи, защиты и подвижности. В процессе решения сложившейся задачки было сотворено несколько опытнейших «Объектов», на которых отрабатывались разные технические решения. Из всех этих образцов в серию пошел только «Объект 432», принятый на вооружение под обозначением Т-64А. Броско, что Т-64А был принят не сходу. Перед приказом о принятии на вооружение несколько месяцев ушло на войсковую опытную эксплуатацию и ликвидацию изъянов конструкции.

ОБТ и их создатели
ОБТ Т-64

Последующим харьковским проектом стал «Объект 434». Он создавался на базе предшествующего «432», но с учетом выявленных недочетов и самых современных мнений на ведение войны. В итоге был разработан новый танк, объединивший внутри себя дизельный движок 5ТДA уникальной конструкции, многослойную комбинированную броню, гладкоствольную пушку и ряд других инноваций. Вначале новый танк оснащался 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). В следующих версиях он получил более суровую 2А26 калибра 125 мм. Уже в первых версиях новый танк обходил по подвижности все имеющиеся российские машины и не уступал им по огневой мощи. В первой половине 60-х была сотворена та версия танка, которая вооружалась 125-мм пушкой. Броско, что на «Объекте 434» в первый раз в российскей практике была установлена гладкоствольная пушка с автоматом заряжания. Посреди остального, это позволило уменьшить экипаж до 3-х человек.

ОБТ и их создатели
ОБТ Т-64А. Снимок взят с обложки журнальчика "Военные познания" № 9 за 1994 г. (http://russianarms.mybb.ru)

Позднее на базе Т-64А харьковские танкостроители сделали ряд модификаций, в том числе и глубочайших. Из всего диапазона варианта необходимо отметить Т-64Б, получивший ряд нового оборудования для обеспечения безопасности экипажа и увеличения точности огня; Т-64БМ с новым движком в 1000 л.с., также Т-64БВ, который получил сопоставимость с системами динамической защиты. После распада Русского Союза харьковские завод и кон
структорское бюро не закончили свою деятельность. Посреди 90-х была проделана глубочайшая модернизация производившегося в Харькове танка Т-80УД. От базисного танка модификация отличалась новым движком большей мощности, новым орудием и освеженным бортовым оборудованием. Танк получил обозначение Т-84. Мало позднее Т-84 модернизировали до состояния Т-84У «Оплот». При принятии этого танка на вооружение украинской армии от изначального наименования осталась только словесная часть. Главное отличие «Оплота» от начального Т-84 – прицельный комплекс, собранный из оборудования забугорного производства. В 2009 году «Оплот» приняли на вооружение. В войска поставлено чуток более 10-ка машин этого типа. Сразу с «Оплотом» создавался ОБТ Т-84-120 «Ятаган». Для роли в турецком конкурсе на поставку новейшей бронетехники конструкторы Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А.А. Морозова поменяли 125-мм орудие пушкой калибра 120 мм (эталон НАТО), также вполне перераблотали автомат заряжания. В согласовании с требованиями Турции, его укладка была перенесена в заднюю часть башни. Дополнительное вооружение, электроника и другие составляющие «Ятагана» ввиду экспортной сущности проекта закупались за рубежом. Т-84-120 не сумел выиграть турецкий тендер – победителем стал германский Leopard 2. В текущее время «Ятаган» существует исключительно в одном экземпляре.

ОБТ и их создатели
Т-84У «Оплот». Подготовка к параду в Киеве, 1999 г. (http://armor.kiev.ua)
ОБТ и их создатели
Основной боевой танк «Ятаган» в Турции (http://armor.kiev.ua)

Кировский завод

Конструкторское бюро Ленинградского (сейчас санкт-петербуржского) Кировского завода, начиная с конца 20-х годов, занималось созданием танков. Более известные детища ленинградских инженеров – танки семейства КВ. К огорчению, эти томные бронемашины в свое время не смогли оказать на ход войны ожидаемый эффект. Как оказывается, технический прорыв Кировского завода был впереди.

Конкретно ленинградские инженеры и рабочие сделали 1-ый в мире серийный танк, снаряженный газотурбинным движком (ГТД) – Т-80. Мысль оснастить бронемашину движком нового типа появилась еще сначала 50-х. Посреди десятилетия на ЛКЗ было собрано два экспериментальных газотурбинных мотора ПД-1 мощностью 1000 л.с. Большая мощность движков сулила им отличные перспективы в области томных танков. Но скоро взоры на войны грядущего поменялись, и создание томных танков было прекращено. Необходимо отметить, что движки ПД-1 были только экспериментальными: они имели такое количество «детских болезней», что в наиблежайшие годы предстояло заниматься только испытаниями и доводками, но не развертыванием серийного производства. При всем этом управление страны понимало перспективность направления и добивалось форсирования работ. Так, по словам министра среднего машиностроения В.А. Малышева, уже через 20 лет (посреди 70-х) газотурбинные силовые установки должны были получить распространение в наземной технике. Относительно сроков, как оказывается, он не ошибался, что не скажешь о догадках о размахе внедрения.

ОБТ и их создатели
Основной боевой танк Т-80 (Объект 219сп1)

В первой половине 60-х все танковые КБ Русского Союза, посреди остального, занимались разработкой многообещающих танков с газотурбинными движками. Первыми свои варианты проектов сделали харьковские инженеры под управлением А.А. Морозова – Т-64Т, а потом и нижнетагильские во главе с Л.Н. Карцева – «Объект 167Т». Обе машины оснащались движками семейства ГТД-3Т, сначало создававшихся для вертолетов. Но такое «заимствование» очень безуспешно сказалось на работе танковой силовой установки. Основная причина этого – пыль. ГТД вертолета засасывает пыль лишь на
неких шагах полета, ну и то, в довольно малом количестве. Танк, в свою очередь, ездит по земле и практически всегда поднимает вокруг себя пыль. Естественно, газотурбинный движок с высочайшим потреблением воздуха всегда «наедался» пылью, что часто приводило к неполадкам и поломкам.

В 1968 году от Кировского завода было потребовано провести модернизацию харьковского Т-64. Постановление Совмина касалось установки на танк газотурбинной силовой установки. Броско, что сейчас вместе с ОКБ им. Климова разрабатывался особый танковый движок. Под управлением С.П. Изотова была осуществлена работа по коренной модернизации имеющейся газотурбинной системы. Готовый движок ГТД-1000Т мощностью в тыщу лошадиных сил был установлен на опытнейший «Объект 219сп1». При испытаниях этого макета были выявлены некие задачи в конструкции мотора. Сразу с этим стало ясно, что имеющаяся ходовая часть танка Т-64 в существующем виде не может употребляться в связке со настолько массивным движком. Пришлось переработать фактически все элементы ходовой части: катки, траки гусениц, подвеску и т.д. Не считая того, неким изменениям подверглась и башня. Что касается вооружения и вспомогательного оборудования, то оно осталось прежним.

Практически семь лет макеты с обозначением «Объект 219сп2» ездили по полигонам, преодолевали разные препятствия и выезжали в снежные и песочные местности. В 1976 году тесты нового танка были завершены, и 6 июля он был принят на вооружение под заглавием Т-80. 1-ая суровая модернизация танка свершилась в 1978 году, когда Т-80 получил возможность стрельбы управляемыми ракетами и литеру «Б» в обозначении. Новый Т-80Б нес комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра». Ракета 9М112 запускается через ствол орудия-пусковой установки 2А46-2. Следующие модификации танка оснащались системами динамической защиты, зенитными пулеметными установками с дистанционным управлением и т.д.

ОБТ и их создатели
Т-80УД «Береза»

Более существенное изменение конструкции было проведено в первой половине 80-х. В 1987 году в серию был запущен танк Т-80УД «Береза». От начальной «Восьмидесятки» он отличался движком. По ряду обстоятельств, в главном экономического нрава, заместо ГТД было предложено установить дизель той же мощности. Предполагалось, что наличие в войсках танков с схожим комплексом вооружения и разной силовой установкой упростит логистику и сервис техники в случае войны. Все последующие доработки танка Т-80 выполнялись в 2-ух направлениях: на базе газотурбинных модификаций и на базе «Березы». Всего было сотворено более 30 модификаций танка Т-80, приблизительно половина из которых принадлежит Харьковскому КБМ.

По ряду обстоятельств, Ленинградский Кировский завод собрал только несколько партий танков Т-80. Дальше создание было перенесено на Омский завод транспортного машиностроения и в Харьков. Что касается сотворения новых машин, то конструкторское бюро Кировского завода, по имеющимся данным, в 1-ые годы после распада Русского Союза продолжало работы в направлении улучшения Т-80, но позже свернуло их. Вероятнее всего, последней разработкой стал «Объект 292» – Т-80, вооруженный 152-мм пушкой. В текущее время активное развитие темы Т-80 ведется харьковскими конструкторами.

ОБТ и их создатели
Опытнейший танк "объект 292"

Уралвагонзавод

Приблизительно в одно время с Кировским заводов в «гонку» по созданию главных танков включился и нижнетагильский Уралвагонзавод. Одной из основных обстоятельств этого стали выявленные недочеты танка Т-64. На устранение заморочек требовалось время, а новый танк требовалось поставлять как можно быстрее и в большенном количестве. Способности индустрии позволяли начать создание на любом из заводов отрасли. Но Харьковский завод им. Малышева не мог обеспечить все предприятия необходимым количеством дизелей 5ТД. Кандидатурой харьковскому движку мог стать челябинский В-45/46. В конечном итоге харьковчане сделали танк «Объект-438», потом переим
енованный в «Объект-439» – Т-64А с дизельным движком В-45. Предполагалось, что он будет выполняться в Нижнем Тагиле.

ОБТ и их создатели
Объект 172М-2М «Буйвол» (http://btvt.narod.ru)

Но управление Уралвагонзавода настояло на том, чтоб им не навязывали чужую разработку, но дали сделать свою. Все же, КБ Уралвагонзавода не отказалось от предоставленной документации по «Объекту 439» и применила в собственном проекте ряд наработок по теме Т-64А, касавшиеся бронекорпуса и башни. Не перетерпел конфигураций и состав вооружения. При всем этом автомат заряжания был спроектирован поновой. Необходимо отметить, что из-за его конструкции пришлось незначительно переработать форму башни. Очередной соответствующей чертой заимствования наработок стала невзаимозаменяемость неких агрегатов. Сначала, это касается бортовых коробок передач. Нижнетагильские инженеры некординально изменили конструкцию этих узлов, что, но, исключило возможность выпуска схожих коробок для обоих танков.

В 1973 году получившийся «объект 172М» был принят на вооружении Русской армии под обозначением Т-72. В итоге этого решения в войсках оказалось два типа главных танков, в целом схожих по чертам, но существенно отличающихся в производственном плане. Ну и требуемой модернизации Т-64А с подменой мотора не вышло – Т-72 представлял собой некоторую смесь из ноу-хау харьковского и нижнетагильского конструкторских бюро. Все же, Т-72 пошел в войска.

Нередко приходится слышать, что Т-72 по своим чертам уступал харьковскому Т-64А. Но его совокупа способностей и цены дозволили сравнимо стремительно оснастить новейшей техникой достаточное количество танковых частей и организовать экспортные поставки. Не считая того, Т-72 выполнялись за рубежом по лицензии: в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии. На базе начального Т-72 было изготовлено два 10-ка модификаций, несколько из которых дошли до серийного производства. В конце концов, в забугорных странах, сначала в бывших русских республиках, сотворено еще 20 вариантов Т-72, отличающихся друг от друга составом оборудования и вооружения.

ОБТ и их создатели
Русский Т-72Б (М) в Чечне, на танке установлены решетчатые экраны для защиты от противотанкового орудия близкого боя (РПГ). (http://btvt.narod.ru)
ОБТ и их создатели
Индийский Т-72М1 (http://btvt.narod.ru)

Последней модификацией танка Т-72 оказался Т-72БУ, позднее переименованный в Т-90. Сначало бронемашина с обозначением «Объект 188» была призвана стать компромиссом меж Т-72 и самым новым оборудованием. Для этого на Т-72БУ/Т-90 была установлена новенькая система управления вооружением, также комплекс средств защиты. Необходимо отметить, что Т-90 стал первым российским танком, вначале получившим возможность использования не только лишь динамической, да и активной защиты. Система «Штора-1» обеспечивает защиту от управляемого противотанкового орудия с разным методом наведения. Для этого в состав системы входят инфракрасные прожекторы и дымовые гранатометы. При суровом обновлении оборудования и установке новых систем ходовая часть практически стопроцентно осталась прежней.

В 1992 году Т-90 был принят на вооружение Русской армии. В следующие пару лет, ввиду тяжеленной экономической ситуации, было выстроено всего 120 единиц. Создание Т-90 для собственных нужд возобновилось исключительно в 2004-м году, когда в серию пошел освеженный вариант танка под обозначением Т-90А. Эта модификация имеет новейшую башню с более высочайшим уровнем защиты, ряд нового оборудования, также 1000-сильный дизель В-92С-2. Появившись в не самое наилучшее для страны время, Т-90 стал основой всего для 10-ка модификаций, большая часть которых так и осталась на чертежах. В конце 90-х появился экспортный вариант Т-90С, который сходу заинтриговал ин
дийских военных и был куплен ими в большенном количестве. Часто утверждается, что конкретно этот договор не отдал Уралвагонзаводу остаться без работы и уйти из танковой отрасли.

ОБТ и их создатели
Танк Т-90А (возможно, модель 2004 г.) 19-й мотострелковой бригады без бортовых экранов, г.Владикавказ, Северная Осетия, 7 сентября 2010 г. (фото — Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com).

Последняя сейчас модификация Т-90 – Т-90С (в неких источниках ему присвоили неофициальные обозначения Т-90СМ и Т-90МС). Она оснащается освеженным орудием 2А46М-5, в сопоставлении с прошлыми пушками имеющим огромную точность и больший ресурс. Также в распоряжении экипажа сейчас имеются смотровые и прицельные приспособления с функциями тепловизоров, что позволяет танку действовать в хоть какое время суток и практически в всех метеоусловиях. Определенный энтузиазм представляет видеосистема наблюдения за окружающей обстановкой, установленная на крыше башни. Значимые конфигурации перетерпели и системы динамической и активной защиты. Утверждается, что конкретно Т-90С (Т-90СМ, Т-90МС) может стать той боевой машиной, которая будет служить в Русской армии до того времени, пока последняя не получит подабающего количества совсем новых танков («Армата»). В то же время, высочайшие свойства нового танка «компенсируются» большой ценой. Ну и необходимость закупок этой машины иногда подвергается сомнению. Так либо по другому, Т-90С (Т-90СМ, Т-90МС) полностью может отыскать покупателей за рубежом. Благодаря этому нижнетагильский Уралвагонзавод сумеет сохранить собственный потенциал в области танкостроения и освоить новые технологи.

ОБТ и их создатели
Модернизированный танк Т-90С на выставке вооружений REA-2011 в Нижнем Тагиле (http://otvaga2004.narod.ru)

Заместо послесловия

Действия двадцатилетней давности, произошедшие в жизни сверхдержавы под заглавием Русский Альянс, очень неблагоприятно воздействовали на все сферы экономики и индустрии. Из-за этого Наша родина поначалу растеряла харьковские завод и КБМ, а потом из танкостроения ушел и Кировский завод. В конечном итоге на всю страну остался только один завод, который занимается созданием конкретно танков, а не другой бронетехники. Пожалуй, государству стоит уделить повышенное внимание сохранению и развитию оставшегося Уралвагонзавода. Утрата этого предприятия будет иметь очень нехорошие последствия для всей страны – армия остается без новейшей техники, а страна не получит прибыль от экспортных поставок. Ну и для самого завода, равно как и для его служащих, оборонные договоры очень и очень прибыльны.

Естественно, в нашей стране есть и другие предприятия, собирающие бронированные машины для армии. Но перевод производства на другую площадку всегда отбирает огромное количество времени и сил. Навряд ли стоит идти на эти издержки. Ну а если так охото получить новое танковое создание, то пусть оно лучше будет вторым в стране, а не единственным.

По материалам веб-сайтов:
http://morozov.com.ua/
http://kzgroup.ru/
http://uvz.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://t-80b.ru/
http://tank-t-90.ru/
http://oborona.ru/
http://odnako.org/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,138 сек. | 11.77 МБ